субота, 4 червня 2011 р.

Об истинном патриотизме

За двадцать лет, прошедших с момента обретения Казахстаном независимости, в менталитете его граждан произошли серьезные качественные изменения.

Советская идеология на протяжении всех 70 лет существования СССР стремилась унифицировать народы Союза, заставить их забыть о своей истории. Или, по крайней мере, преподносила дело так, что от вековой отсталости и забитости людей спасла лишь Великая октябрьская социалистическая революция. «Пролетарии не имеют отечества», – гласила марксистская этика. Но память народная была жива, и не боялись истинные патриоты любой из республик гневного ярлыка «националист»». Вот и в Казахстане память о «Земле отцов» – «Атамекен», ее ханах, кюйши и батырах истребить оказалось невозможно. Вобрал и сохранил преданья старины глубокой казахский фольклор – мощный и самобытный пласт культуры, где даже сейчас «разведанные запасы» едва ли превосходят те, что еще предстоит открыть.

В одном из своих выступлений Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев напомнил: «Двадцать лет назад рухнул миф о «едином советском народе». Сегодня всем понятно, что национальная политика в СССР строилась на жесткой субординации, старших и младших братьях, насилии и ограничении. Также очевидно, что национальный вопрос, а точнее – его нерешенность, в конечном счете развалили внешне могучую страну. Хочу напомнить, что только казахи поднимали восстания против царских и советских методов национальной политики более 200 раз».

Атамекен – земля отцов, было и остается для казахов священным понятием. А вместе с ним уважаются и древние обычаи, особенные места, привлекавшие людей издревле для совершения важных обрядов, связанных с жизнью и смертью кочевников.

Конечно, в рамках каждой отдельной культуры формируется свой специфический образ отечества. Это понятно, ибо образующие его части всегда обладают своей спецификой в виде этнических, религиозных и географических особенностей, присущих той или иной социальной группе. И такой целостный образ родины, сформировавшийся в рамках конкретной культуры, закрепляется затем в художественных произведениях, эпосе, мифах, легендах и передается последующим поколениям. Постепенно он приобретает характер идеала, во имя которого часто приносятся значительные жертвы.

Но в Казахстане, позиционирующем себя как полиэтническое государство с единой гражданской нацией – казахстанцами, можно заметить уникальное смешение культур 130 народов, проживающих на территории республики. Конечно, это явление не носит глобальный характер, поскольку каждому народу оставлено право на самобытность и самоопределение, но самое главное – люди в Казахстане не враждуют ни по религиозному, ни по национальному признаку. И что такое толерантность, здесь узнают с детства.

Вообще, чтобы осознать принадлежность к своей культуре, надо оказаться внутри чужой. Именно это несоответствие привычному, впитанному с молоком матери укладу жизни и заставляет человека вычленять «свое», анализировать и говорить себе: а у нас это делают вот так и поступают по-другому. Из этого-то «своего» и складывается по кирпичику чувство культурной принадлежности. Это дает очень интересные плоды там, где, тесно проживая бок о бок, народы хотят не воевать, а учиться друг у друга, перенимать опыт соседей. Вот, например: казахи, уйгуры, узбеки широко и гостеприимно отмечают Наурыз; славяне, подзабыв за советское время обрядовые праздники, благодаря Наурызу вспоминают, что именно в день весеннего равноденствия и их предки тоже встречали праздник под названием Жаворонки. В итоге сосед соседу несет праздничные лепешки и коже, получая в ответ печеных из теста птичек. То есть происходит некое негласное «соревнование» – у кого лучше, причем именно в духе взаимного расположения. Вот такая получается культура человеческого общежития, где каждый чувствует у себя под ногами твердую почву, подкрепленную политикой государства.

Интересно, что такая сравнительно молодая наука, как культурология, тем не менее уже выработала огромное количество вариантов понятия «культура». Определение «культуры» неоднозначно; как-то было остроумно замечено, что его смысл совершенно невозможно «поймать волейбольной сеткой».

Под словами «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи – их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих. Но так или иначе то, что современный человек в известной мере приобщен к духовной культуре, ни у кого не вызывает сомнений. Разумеется, степень такой приобщенности у разных людей оказывается различной. При этом под духовной культурой понимается целостное образование, частями которого являются религия, наука, искусство, философия. Если начнет перевешивать что-либо одно, как говорится, или гуманитарное, или техническое начало, то человек рискует стать односторонней личностью. И страшен такой человек даже в своем патриотизме, ибо понимать его он будет столь же односторонне. Когда доминируют искаженные, неадекватные представления о мире, обществе и самом себе, возникают деформированные образы родины, отечества, и патриотизм приобретает уродливые формы. И тогда, как выразился один сатирик, «за Родину хочется не умереть, а убить кого-нибудь».

Опасность односторонне-рациона­лис­ти­ческого подхода люди осознавали уже в античной Греции, где рациональные и иррациональные моменты органически сочетались в целостной человеческой личности, а «чувство меры» провозглашалось величайшим даром. Чтобы избежать односторонности, древним грекам в сложные или памятные моменты как личной жизни, так и истории государства предписывалось любоваться величественными произведениями искусства, созданными руками античных мастеров.

В результате этого у людей формировался целостный и довольно привлекательный образ отечества, во имя защиты которого они готовы были приносить любые жертвы, включая собственную жизнь.

И, напротив, если человек страдает отсутствием даже элементарной бытовой культуры, но при этом подчеркивает свой патриотизм, он тем самым низводит это высокое чувство до своего уровня. И таким людям в их патриотизме совсем не хочется подражать.

Компоненты культуры, как фрагменты некоего целого, могут быть более или менее адекватно поняты человеком только в рамках этого целого. Каждый из них, взятый в отдельности, может приобретать совершенно иное звучание.

Вот выдержка из размышлений на данную тему из интернет-блога одной молодой алматинки: «Задумываюсь о проявлениях патриотизма в моих согражданах. Сколько в гражданине Казахстана процентов патриотизма и как это проявляется. Если товарищ едет на машине и на лобовом стекле изнутри у него национальный флажок – это патриотизм? А если этот же гражданин с флажком в авто, не сбавляя хода, выбрасывает на газон пару пустых бутылок из-под пива или оставляет на берегу реки красноречивые последствия пляжного отдыха – это патриот? Как вообще определить, кто патриот, а кто нет? Мы со слезами на глазах поем наш гимн, гордимся своими городами и в целом любим страну и желаем ей процветания. Но в то же время кто из нас не вспомнит хотя бы мелочь, но сделанную ей во вред. Почему в Европе люди не устраивают свалки в близлежащем лесу не потому, что штраф большой, а просто потому, что самоуважение не позволяет? Может быть, патриотизм – это не высокие порывы «умереть за Родину» когда-нибудь, если понадобится, а ежедневное, ежечасное проявление совести, гражданской позиции, самоуважения, бережного отношения к своему: своему двору, своим соседям, своей природе и своей стране…».

Автор хорошо подметила именно нецелостность, однонаправленность такого рода «патриотизма» некоторых сограждан, вырванного из контекста общей культуры.

Исторический материал свидетельствует, что именно односторонние представления об отечестве чаще всего используются различными политическими партиями, группировками и организациями для достижения корыстных целей. Это связано с тем, что односторонний образ легко поддается идеологической и логической обработке, и здесь открываются широкие возможности для манипулирования.

Целостное представление о родине возникает по мере приобщения человека к духовной культуре как некоторой сложной динамической системе. Здесь ситуация резко меняется. Отечество начинает восприниматься как бы с разных позиций. В результате в тех или иных случаях начинают приобретать ценность различные параметры типа религиозной веры с ее этическими нормами, достижения науки и техники, возможности реализации свободы для каждого отдельного человека, гуманизм и многое другое. Среди таких параметров могут быть и негативные, типа национальной исключительности. Но такие негативные моменты, на которых иногда зацикливается человек односторонний, для многосторонней личности играют второстепенную роль и обычно оттесняются на задний план и даже исчезают в изменяющихся условиях социальной действительности. В результате создаются благоприятные условия для всякого рода компромиссов с людьми различных взглядов и открываются широкие возможности для ведения с ними полноценного диалога.

В результате «многогранное» отечество приобретает огромную привлекательную силу, что резко усиливает патриотическое чувство в виде готовности защищать его и приносить любые жертвы во имя его совершенствования и процветания. В ходе дальнейшего погружения в культуру многогранность такого видения родины возрастает, что еще сильнее привязывает к ней человека. А проекция подобного образа на будущее значительно усиливает такую привязанность.

И в заключение хочется привести слова Главы государства, неустанно призывающего граждан Казахстана быть патриотами: «Хотел бы остановиться на такой важной составляющей успеха нации – казахстанском патриотизме. Это любовь к своей Родине и земле, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплоченность всего общества. Это высокое чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня. Это гордость за успехи каждого казахстанца и желание добиться высот на своем поприще, в чем бы оно ни состояло. И этот успех каждый должен посвятить Родине, чтобы прославить ее, поднять ее имидж в мире. Патриотизм нужно формировать общими усилиями всего общества, особенно среди молодежи, в наших детях. Очевидно, что успех и международное признание каждого нашего гражданина – это бесценный капитал, предмет гордости и достояние всех казахстанцев. На этих примерах нужно поднимать дух нации! Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своем сердце. Я призываю вас к этому».

Немає коментарів:

Дописати коментар