Цивилизация обеспечила человечеству комфорт, однако вместе с развитием прогресса увеличился вред для здоровья населения. Потерянные годы здоровой жизни, болезни органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, онкологические заболевания – цена, которую мы платим за благоустроенную жизнь в большом городе. Готовы ли мы и умеем ли снижать эти риски?
По оценке Всемирной организации здравоохранения, в мегаполисе люди живут в среднем на четыре года меньше, чем вне его. Согласно атласу «Здоровье России» под редакцией кардиохирурга Лео Бокерия зоны экологического неблагополучия охватывают сегодня около 15% территории России. Экологическая ситуация оказывается одной из главных причин ухудшения здоровья населения и снижения средней продолжительности жизни.
В некоторых промышленных городах России смертность в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. По экспертным оценкам, общая цена экологического неблагополучия России достигает 300–350 тыс. дополнительных смертей в год, заметила на встрече со СМИ 7 июня заведующая отделением фармакологических исследований Федерального научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России Галина Тарасова. Только загрязнение воздуха взвешенными частицами вызывает дополнительную смертность до 40 тыс. человек. Готовы ли мы и умеем ли снижать эти риски?
«Вклад» загрязнения атмосферы в городах в общую заболеваемость превышает 40%. Постепенное повышение уличной температуры и рост числа пожаров на территории РФ заставляют население и медиков вспомнить негативные уроки лета 2010 года и хоть как-то подготовиться к летнему сезону 2011 года.
Воздух Москвы сегодня – коктейль из пыльцы растений, эпидермиса и хитина живых существ, спор грибов, бытовой пыли, выхлопных газов, продуктов горения, табачного дыма. К ним добавляются запылённость и загазованность воздуха рабочих зон, а также иные факторы – повышенные уровни шума, ультра- и инфразвука, вибрации и т.д. Снижая этот уровень для себя и близких, можно пережить неблагополучие лета с меньшими потерями.
Главным источником негативного воздействия на здоровье населения мегаполиса стал автомобильный транспорт. На его долю приходится около 38% общего антропогенного загрязнения атмосферного воздуха и более 90% объёма вредных выбросов. Это один из ключевых источников парниковых газов, дающий около 5% общих выбросов СО2.
Главным источником негативного воздействия на здоровье населения мегаполиса стал автомобильный транспорт. На его долю приходится около 38% общего антропогенного загрязнения атмосферного воздуха и более 90% объёма вредных выбросов. Это один из ключевых источников парниковых газов, дающий около 5% общих выбросов СО2.
При этом парк легковых автомобилей в России продолжает увеличиваться. В 2008 году его рост составил 8,9% (до 32 020 998 единиц), автобусов – 1,3% (до 894 133 ед.), грузовых автомобилей – 3,5% (до 5 348 712 единиц). Так что, по мнению медиков, автомобили виноваты сегодня почти в половине всех респираторных заболеваний москвичей. «Особенно автомобили опасны возле светофоров, когда они газуют или стоят в пробках. В этот момент в воздухе наибольшая концентрация вредных газов», – поясняет старший научный сотрудник ГНИЦ профилактической медицины кандидат медицинских наук Галина Холмогорова. – В группе риска – дети, пожилые люди и жители, страдающие хроническими заболеваниями».
Максимален риск у людей, работающих на транспорте или живущих вблизи автомагистралей. Здесь нельзя открывать окна! По данным главного терапевта-пульмонолога Минздравсоцразвития России академика РАМН Александра Чучалина, через 10 лет они практически все имеют хроническую обструктивную болезнь лёгких.
Повышаются и риски развития канцерогенных эффектов. И в Москве они выше, чем у населения других районов. Самые неблагополучные округа столицы – Юго-Восточный и Центральный. Несмотря на это, заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Сергей Фокин назвал экологическую ситуацию в столице «неблагоприятной, но не катастрофической, как во всех городах мира и больших городах нашей страны».
В Москве, как сообщили специалисты общественной организации «Лига здоровья нации» 7 июня, более 75% городского населения находится под воздействием очень высокого и высокого загрязнения воздуха. При этом вклад загрязнения атмосферного воздуха в Москве в формирование показателя общей заболеваемости детей до 14 лет составляет 13,0%.
По данным Мосэкомониторинга, с 2002 года уровень загрязнения атмосферы в Москве устойчиво повышен в течение 124 дней и близок к норме только 64 дня в году. При этом неблагополучие чаще всего наблюдается в октябре. На сентябрь-октябрь, к примеру, пришлись основные трудопотери у сотрудников Московского метрополитена, казалось бы, без особых потерь переживших лето 2010 года. «Снизился иммунитет, участились случаи гипертонии, – рассказал начальник аналитического сектора Московского метрополитена Валерий Любимцев.
– Самые худшие показатели на Арбатско-Покровской ветке, выходящей на поверхность». В 2010 году, по данным Росгидромета, именно в октябре в городском воздухе наблюдались повышенные концентрации фенола, диоксида азота, оксида углерода, аммиака и формальдегида. В ноябре – повышенные концентрации фенола, формальдегида, диоксида азота и аммиака. Степень загрязнения воздуха фенолом изменилась от «высокой» до «очень высокой» в центре столицы. В декабре произошло повышение концентрации фенола. Эти отравляющие вещества на улицах города интенсивно перемешиваются с выхлопными газами автотранспорта и самолётов, атмосферными выбросами предприятий, химчисток и автозаправок, с пылью и реагентами, создавая газовый аэрозоль, накрывающий город и горожан.
Прошедший сезон ОРВИ показал, что, для того чтобы проникнуть в организм, бактериям и вирусам необходимо 4–8 часов и если их физически устранить, к примеру, простым промыванием носа, то болезнь не разовьётся. Так что банальное промывание носа слабосолёным раствором, приближенным по своему составу к плазме крови человека, даёт хороший результат во время любой болезни, особенно при ОРВИ, а также в послеоперационный период, полагают аллергологи и ЛОР-врачи.
Не стоит только забывать, что рекомендации экспертов тоже могут расходиться в зависимости от близости их к заинтересованному бизнесу. Как только звучат требования о проведении профилактической акции «всероссийского масштаба» и поддержки её поголовно всеми органами здравоохранения, массированного коллективного участия, а также лоббирования использования конкретных продуктов фармации – ожидай интереса бизнеса, причём чаще всего сопряжённого с пропагандистами. 7 июня объектами такого внимания стали ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс» и ГУВД города Москвы.
Не возражая против методики промывания носа в принципе (она известна десятки, если не сотни лет), можно сомневаться в том, что она будет как-то особо работать под откровенным нажимом производителей растворов и инструментария. Стоит помнить и о том, что есть противопоказания для тех, у кого наблюдается искривление носовой перегородки или часты отиты, острые заболевания этой сферы, доброкачественные или злокачественные разрастания.
Если сегодня навязывать массовое промывание носа повсеместно всем сотрудникам на транспорте, где, по отзывам водителей троллейбусов, «палец йодом помажут, а в остальных случаях вызывают скорую помощь», то такая профилактика мало что даст для кардинального улучшения ситуации со здоровьем персонала. Здесь, может быть, стоит сначала обеспечить нормальный режим здорового питания и отдыха персонала. По отзывам медиков службы ГАИ, прозвучавшим на встрече, особое беспокойство у них вызывает ожирение и его влияние на рост сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета.
О своих сомнениях в навязывании обязательной процедуры промывки носа сотрудникам метрополитена сказал на встрече со СМИ 7 июня и начальник аналитического сектора метрополитена Валерий Любимцев. В 8–9 из 15 московских депо есть показатели ухудшения здоровья машинистов и роста трудопотерь, рассказал он. Тем не менее главные риски трудопотерь у персонала не ОРВИ, а гипоксия, при которой машинист испытывает повышенную сонливость.
Молодёжь, устраивающаяся на работу в метро, сегодня приходит физически ослабленная, часто не служившая в армии, не выдерживающая нагрузок. Затем следуют поражение слуха, синдром усталых глаз, поскольку из тёмных тоннелей машинисты выходят на яркий свет, пагубное влияние десинхронизации от изменения рабочих смен, стрессы при ликвидации ситуаций с погибшими самоубийцами в метро – вот что выходит на первый план для профилактики в работе персонала, считает Любимцев.
Сейчас в техническую подготовку машинистов, которую посещать обязательно (за неё платят зарплату) введены часы обучения профессиональной профилактике здоровья, которая уже даёт результаты. Если в 2008 году на рабочем месте во время долгих ночных смен заснули семь-восемь человек, в 2010 году – четыре человека, а в 2011 году таких не было.
Предложение же процедуры «повсеместного промывания носа» выглядит при этом «странновато», сказал Любимцев. Его скорее можно попробовать в пансионатах для занятий с группами риска, а превратить в обязательную гигиеническую привычку у рядовых сотрудников метрополитена вряд ли удастся. «Наши машинисты после долгой смены могут лечь отдыхать даже без душа», – добавил он.
Ещё одна напасть цивилизации – прогресс в области средств связи. Всемирная организация здравоохранения официально признала, что мобильные телефоны могут увеличить риск возникновения онкологических заболеваний. Комиссия ВОЗ, в которую входили учёные из 14 стран мира, 1 июня подтвердила эти исследования.
Всё дело в электромагнитных полях, создаваемых мобильными телефонами, именно они могут представлять риск для здоровья человека. К такому выводу пришли эксперты Международного агентства по изучению рака по итогам заседания, состоявшегося во французском Лионе.
Международное агентство по изучению рака было создано в 1965 году под эгидой ВОЗ, его членами являются 21 государство, включая РФ.
По словам одного из экспертов, Джонатана Самета, «на сегодняшний день собрано достаточно доказательств, позволяющих включить беспроводные телефоны в список потенциально опасных для здоровья человека канцерогенов».
«Различные эпидемиологические исследования выявили, что мобильные телефоны повышают риск развития глиом (одна из опухолей головного мозга), – заявил учёный. – Поэтому мобильники внесли в группу рисков 2В, то есть «вещества и факторы вероятно канцерогенные для человека».
При этом, если использовать мобильник, не поднося аппарат близко к голове – для отправки сообщений или просмотра Интернета, то негативное воздействие электромагнитных полей можно многократно уменьшить.
В то же время доказательства взаимосвязи между звонками по мобильнику и возникновением рака «недостаточно определённы для каких-либо серьёзных выводов», процитировало выводы учёных ВВС.
Ранее ВОЗ утверждала, что доказательств вины излучения от мобильных устройств в возникновении у людей рака головного мозга вообще нет.
Тогда она основывалась на исследованиях проекта Interphone, которые были проведены в 2000– 2004 годах в 13 странах мира. Участвовали в них около 13 тыс. человек, в числе которых были как здоровые люди, так и пациенты с опухолями, сообщала The Daily Telegraph. На этот проект ВОЗ выделила 20 млн фунтов стерлингов. Шесть из восьми исследований проекта подтвердили связь между использованием мобильника и увеличением на 39% риска развития глиомы. Ещё два исследования, посвящённые доброкачественной опухоли слухового нерва, также подтвердили увеличение риска развития этого новообразования у людей, пользующихся телефонами более 10 лет.
О росте риска опухолей в четыре раза при длительном использовании мобильников предупреждали шведское население эксперты этой скандинавской страны. А риск развития опухолей слюнных желез у любителей долго болтать по мобильнику, по данным клинического исследования, проведённого в Израиле, увеличивался на 50%. Но никогда среди экспертов не было единого мнения о вреде мобильных устройств.
«Разговоры о вреде мобильных устройств ведутся столько, сколько они существуют, – сказал «Нашей Версии» президент Общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов. – Рассуждают так: раз в устройствах есть электромагнитный сигнал, разогревающий их подобно электролампе или рентгену, значит, потенциально возможен риск. Исследований было проведено уже много, но ничего существенного и доказанного они не выявили».
Возможно, сегодня выявить такой вред ещё нет шансов, полагает профессор Василий Власов. Надёжно выявлять наличие вреда всегда сложнее, чем его отсутствие. «Это как с супружеской изменой: застал – значит она есть, не застал – ещё не значит, что её нет, – приводит пример из жизни учёный. – Сегодня различных фактов вокруг использования мобильных устройств накоплено много, потому и появилось нынешнее заявление комиссии ВОЗ».
Стоит ли этим всерьёз озаботиться? «Если кто-то уже решил для себя все проблемы: хорошего питания, качественного жилища, здоровой экологии, – можно заняться и сокращением риска от мобильника», – полагает учёный. Пока что медикам ясно, что спикер-фон и гарнитура могут риски от мобильных телефонов резко снижать. Впрочем, вред от обычных домашних телефонов будет точно таким же, как и при использовании мобильных устройств, считает профессор Власов.
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко многократно предупреждал о небезопасности электромагнитного излучения мобильников для здоровья россиян и настоятельно рекомендовал, особенно детям, использовать гарнитуру.
Поскольку отдалённые последствия длительного пользования мобильниками на сегодняшний день изучены недостаточно, в ряде стран принимаются меры, направленные на ограничение их доступности для детей. В частности, с подобным предупреждением выступала Национальная комиссия по радиологической защите Великобритании.
К негативным факторам окружающей среды можно отнести и неудовлетворительные условия труда. Запылённость, загазованность воздуха на месте работы, повышенные уровни шума, ультра- и инфразвука, вибрации и т. д. – если не замечать этого влияния, по истечении рабочего возраста можно оказаться полным инвалидом.
А, например, выбирая место для ожидания близких, необходимо помнить, что загрязнение воздуха в жилой зоне 1 миллиграмм на кубометр, а в салоне автомобиля – до 100 миллиграммов на кубометр воздуха. В воздухе офиса может присутствовать около сотни химических соединений, опасных для здоровья: аэрозоли фенола, формальдегида, свинца, ртути в концентрациях, многократно превышающих предельно допустимые. Ковровые покрытия офисов всегда способствуют размножению микроорганизмов, бактерий и плесневых грибков. «Химический» удар, дополняется пылью от копировальных машин и принтеров, особенно на фоне пониженной влажности офисного воздуха. Рабочее место в этой зоне максимально опасно.
Москва и Московская область характеризуются специалистами как регион с пониженным уровнем общественного здоровья (R=5), супериндустриальным, суперурбанизированным, со сложной эколого-гигиеническая обстановкой и отсутствием экологического резерва.
От столицы страдают и соседи. В Московской области есть девять городов, где среднегодовая концентрация одного или нескольких веществ превышает ПДК (>1 ПДК). Доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию тяжёлых металлов в селитебной зоне (проверку проводили в 2008 году), в Москве значительно превышала средний показатель по Российской Федерации.
За сутки через полость носа проходит около 17 тыс. литров воздуха.
В полости носа задерживаются практически все частицы диаметром более 8 мкм и половина частиц более 2 мкм.
Около 60% микроорганизмов вдыхаемого воздуха оседают в полости носа.
От уровня загрязнённости вдыхаемого воздуха зависит возникновение более 30% случаев пневмоний, около трети острых респираторных заболеваний, более 20% случаев бронхиальной астмы. Удельный вес загрязнённости воздуха как фактора, способствующего возникновению патологии органов дыхания, составляет 50%.
Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Редакция «УК» поможет отстоять ваши права и восстановить справедливость!
Немає коментарів:
Дописати коментар