Наверное, у каждого был момент, когда можно было научиться чему-то нужному и важному, но возможность была упущена. Кто-то недоучил английский, кто-то вовремя не сдал на права, а кто-то еще в школе игнорировал советы учительницы русского языка исправить свое произношение.
И вот пришел день, когда остро нужен и английский, и умение водить автомобиль и, что самое обидное, умение правильно говорить, не "г ека я " и не "шока я ", а времени на это нет.
Но так ли все безнадежно? Андрей Бурлуцкий, автор экспресс-курса «Мастерская Голоса» и аудиокниги «Правильная орфоэпия», уверен, что пять минут для новых знаний и, особенно, для исправления речевых ошибок найдется всегда. Уже сейчас, благодаря аудиокниге «Правильная орфоэпия», Андрей ставит произношение и улучшает речь там, где удобно его ученикам – в машине, самолете или на берегу моря. Нам Андрей Бурлуцкий рассказал то, о чем многие часто и не задумываются. Ведь неправильная речь незаметно входит в привычку, а от того КАК мы говорим, может зависеть до 90% нашего успеха. Так почему бы не подарить коллеге или партнеру аудио-курс по технике речи, а вместе с ним и возможность стать лучше?
Врез :
Андрей Бурлуцкий – бизнес-тренер, один из лучших преподавателей по голосовым техникам в Украине.
Активно гастролирует с сольными чтецкими программами в России, Эстонии, Польше, Венгрии, Германии. Плотно сотрудничает с кафедрами лучших театральных ВУЗов Москвы. Заканчивает диссертационное исследование по теме: "Генезис украинской сценической речи в украинском театре в социально-культурном контексте".
Андрей Бурлуцкий озвучивал телепроект «Танцюю для тебе», множество фильмов, сериалов и реклам, ряд проектов на ведущих телеканалах страны, преподавал на проектах «Нового канала»: «Фабрика зірок 2, 3». Постоянный резидент программ «Анекдоты по-украински» и «Большая разница». Работал с солистками группы «ВиаГра», «Горячий шоколад», группой «Quest Pistols», Натальей Могилевской и др. Также клиентами А. Бурлуцкого являются ТОП-менеджеры ряда известных украинских компаний и представители политической элиты страны.
Как появилась идея создания аудиокниги «Правильная орфоэпия»?
Полгода назад вместе с маркетинг-группой OS-Direct мы запустили проект «Мастерская Голоса» – двухмесячный курс по технике речи для бизнес-аудитории. Конечно, аудитория этого курса значительно шире, но создавали мы его, ориентируясь на тех, кто часто выступает перед публикой, проводит переговоры, и чья деятельность зависит от умения говорить и убеждать.
У нас получился целостный и очень успешный продукт. Постепенно мы определили оптимальный объем информации, подобрали интересные и полезные для деловой аудитории разделы и упражнения.
Одновременно мы думали и о том, каким удобным способом можно было бы постоянно тренировать полученные на занятиях знания, как их зафиксировать, и как упражняться. Так мы пришли к идее создания аудиопродукта. Было важно вкусно подать информацию и получить хорошую обратную связь. В итоге мы сделали подборку материала с наиболее часто употребимыми словами и выражениями. Прохронометрировали, учитывая дефицит времени у деловой аудитории, и разбили материал на небольшие порции. Теперь можно включить запись с любого места и за короткий отрезок времени выполнить упражнение.
Мы уже получили много заявок на аудиокнигу, и это действительно очень полезный продукт. Ведь от нашей речи зависит, какой эффект мы производим, достаточно ли мы убедительны и готовы ли люди нам поверить.
Аудиокнига выпускается на русском языке, но есть большой интерес рынка и к украинской орфоэпии. Скажу больше, курс продублирован и на украинском, но еще ведется изучение рынка и, скорее всего, мы выпустим и украиноязычную версию. И в аудиопродукте, и в тренинге.
Какая наибольшая польза от аудиокниги «Правильная орфоэпия»?
Бывает сложно воспринять информацию и даже поверить человеку, в речи которого есть некорректные ударение. К примеру, если он говорит «укрАинский», на что нет никаких оснований. На любом языке будет «украИнский», потому что «УкраИна» и, соответственно, «Леся УкраИнка» и бульвар Леси УкраИнки.
Наибольшую пользу можно получить от полного курса «Мастерской Голоса», поскольку он охватывает разные стороны правильности речи. «Мастерская Голоса» создана для улучшения качества речи и выступлений. В рамках курса «Мастерская Голоса» у нас есть два аудиопродукта – «Правильная орфоэпия» и «Правильные ударения». В обоих продуктах есть дополнительные (бонусные) материалы с упражнениями на карточках для лучшего усвоения. Это очень удобно, потому что материал нужно постоянно повторять и использовать.
Орфоэпия – это раздел лингвистики, который занимается нормами произношения. Аудиокнига «Правильная орфоэпия» – о том, как правильно выговариваются слова, расставляются ударения. Один из разделов книги посвящен трудностям произношения стыка слов.
На диске мы даем образец правильного произношения, и он значительно отличается от того, что мы слышим на улице и в ежедневном общении. Даже на выступлениях самых хороших спикеров на бизнес-мероприятиях есть масса некорректных ударений, орфоэпические ошибки. В аудиокниге «Правильная орфоэпия» заложены не просто нормы произношения, но и правила, и упражнения для проверки и отработки, закрепления навыков. Потому что очень важно, чтобы знания зафиксировались и перешли в умение правильно и красиво говорить.
Можете ли Вы привести примеры результатов на основе изменений, связанных с усвоением правильной орфоэпии? Как быстро произошли изменения?
Количество повторений упражнений со временем переходит в качество. Часто любят спрашивать, через какое время наступят изменения. Всегда привожу в пример спортзал: придут туда неподготовленный человек и спортсмен, и будут одновременно с одинаковыми нагрузками тренироваться. Кто быстрее достигнет результатов? Понятно, что через месяц Мистер Олимпия станет мистером Вселенная, а неподготовленный человек чуть улучшит свое здоровье.
У каждого свой путь, свои временные рамки достижения результатов. Нужно приспособиться и найти свой природный речевой аппарат. А затем работать над тем, чтобы правильное произношение звуков было нормативом. И тогда при любом микрофоне и видеозаписи филигранная отработка не позволит вам сфальшивить. Вы будете выглядеть безупречно в любой ситуации.
Радостные изменения в речи тех, кто прошел курс, я постоянно замечаю на бизнес-мероприятиях и любом, даже неформальном общении. Люди не фиксируют свои успехи, т.к. не понимают, что в их речи произошли качественные изменения. Но окружение это всегда отмечает, даже подсознательно. И говорят: «В тебе что-то изменилось, но не понимаю что. Что-то в тебе по-другому». А изменилось восприятие человека из-за перемен в его аудиальном образе.
Что Вы вкладываете в понятие «аудиальный образ»?
Я автор этого термина. Точно так же, как вы видите актеров, представляется и образ, который видится ярко. Вы уже не концентрируетесь на человеке, на внутреннем экране предстает его внутренний образ, и создается конфликт видимого и внутреннего. От того, насколько соответствует образ вашим внутренним представлениям, зависит ваше восприятие – сопереживаете или остаетесь холодны.
Мы все как-то воспринимаемся в обществе в виде аудиального образа. И он настолько кардинально меняется после пребывания человека на курсе «Мастерской Голоса», что даже случается такое, что старые знакомые не узнают по телефону. Они не могут сформулировать сразу, почему не узнали. А изменилось звучание голоса, тембральный окрас, поменялась подача – стала более активной, собранной, сконцентрированной и действенной. Именно ДЕЙСТВОВАТЬ словом я учу в рамках «Мастерской Голоса».
Можно ли убрать дефекты речи у взрослого человека?
Дефекты делятся на органичные и неорганичные. Органичные – те, с которыми человек рождается (например, прикус, с которым ничего невозможно сделать). Случаются они очень редко и таких людей немного.
Неорганичные – это приобретенные дефекты. Например, если с детьми «сюсюкали», и они стали говорить с дефектами. По последним данным «сюсюкать» с детьми нельзя, потому что в возрасте до трех лет они записывают это как на пленку, и потом уже во взрослой жизни теряют свистящие, шипящие звуки. Люди просто не произносят «Ш», «С», «Ж», «Ч», «Щ». Для них этих звуков нет. Отсюда возникают дефекты речи во взрослой жизни.
Расскажите подробнее о техниках, которые позволяют улучшить голос.
Методов и техник много, самых разных. Но, как и в любом мастерстве, нужны тренировки. Практика показывает, что знания, полученные в «Мастерской Голоса», переходят в навыки не раньше, чем через два месяца. Все это время участники курса раз в неделю занимаются в группе с тренером и работают над произношением дома. Далее – самостоятельная работа. Работать над речью и закреплять уже полученные навыки нужно постоянно. В «Мастерской Голоса» отрабатывается правильное звучание каждого звука – гласного и согласного. Однозначно улучшается дикция. И, конечно, грамотность. Человек становится грамотным с точки зрения орфоэпии. Он правильно произносит слова, согласно правилам орфоэпии, и пользуется корректными ударениями, которые написаны изначально для дикторов первого российского канала. Ведь законодатель орфоэпии – это телевидение.
Мы работаем по новейшим словарям, последним тенденциям. Я беру самое лучше из тренингов американских, московских театральных школ. Я стажируюсь во МХАТе, Щукинском театральном институте и, как член Российской Академии Голоса, участвую в голосовых конгрессах, конкурсе речевых педагогов.
Давайте подробнее остановимся на самых распространенных ошибках?
К сожалению, украинцы очень часто искажают русский язык, вплетая множество украинизмов и совершенно необоснованных ударений. Особенно распространенный случай – [укрАинский] вместо правильного [украИнский]. Говорят [создАли], в то время как корректное ударение – [сОздали].
Очень многие говорят на суржике, особенно при частых переходах с русского на украинский и наоборот. У одного известного лектора я выписал 11 повторяющихся ошибок. Он часто говорит [хто-то]. Это типичный украинизм, с которыми мы боремся так же, как и с русизмами в украинской речи.
Спикер говорит [прихОите] вместо [прихОдите], [кодА] вместо [когдА], [тодА] вместо [тогдА], или [коГда] через украинскую «Г». Когда выпадает буква в произношении – это очень неопрятно и невежливо по отношению к аудитории, потому что дикция – это вежливость спикера (перефразировав известный афоризм французского драматурга Бенуа Констан Коклена XIX века «Хорошая дикция – это вежливость актера»).
Неаккуратность в речи раздражает людей знающих, и настораживает даже на подсознательном уровне остальных. Они понимают, что что-то недослышали, что-то недополучили. Напряглись, и это начинает раздражать уже на двадцатой-тридцатой минуте лекции.
Еще характерные ошибки:
[всиГда] - через «и» и украинскую «Г» (правильно произносить [всеґда])
Яркий украинизм – [процентов] («в» на конце») вместо того, чтобы прозвучало [процентоф], т.е. по правилу оглушения звонких согласных в конце слов. Также должно звучать кровь [крофь], любовь [любофь], морковь [маркофь], свекровь [свекрофь]. В украинском языке, напротив, есть правило, когда звонкие согласные в конце слов ни в коем случае не оглушаются и остаются звонкими.
«С Украины», «с Харькова», «с Донецка» – к сожалению, очень яркий украинизм, получивший распространение из украинской формы «з Харкова», «з Києва». Правильно сказать «из Харькова», «из Украины».
Можете ли Вы на конкретных примерах прокомментировать правильность речи известных личностей?
Я занимаюсь со звездами украинских телеэкранов. Им нужно звучать дикционно точно и в песнях, и в интервью. Заметьте, сейчас многие ответы звезд в интервью на телевидении начинаются словами «на самом деле». Ведь это такой ужасающий речевой штамп, к которому все привыкли и не обращают внимание. Что происходит, когда человек говорит «на самом деле»? Говоря эту фразу, он мысленно готовит ответ. А если подумать логически, то на каком еще деле и что может быть? И если нет ответа на этот вопрос, то зачем использовать этот речевой штамп? Это абсолютно излишне.
Артисты часто выявляют незнание орфоэпии. Вера Брежнева в песне «Любовь спасет мир» поет «Когда утихнут звуки, и станет слышен БОК» не пользуется нормативным правилом о том, что «Бог» (имея ввиду Господа) выговаривается через [х] на конце, поскольку это исключение. Все буквы «г» оглушаются на соответствующую глухую (например, «порог[к]», «пирог[к]»). Такую же ошибку допускает Валерий Меладзе: «Вниз по небесной лестнице тихо опустился БОК». Человеку русскоязычному и приобщенному к правильной русской культуре, это, конечно, режет слух.
Примеры хорошей речи привести сложно. На сегодняшний день только Алла Пугачева очень точно знает орфоэпию, она училась у Клавдии Шульженко и Леонида Утёсова. Тогда они считались корифеями советской эстрады, а артист имел право выходить к публике только с определенным уровнем подготовки. Пугачева точно использует орфоэпические знания в своих песнях: поет [жилеть] (в смысле «жалеть»), и это правильная форма. В то время как новые звезды эстрады, к сожалению, лишены этих знаний.
Почему происходят оговорки? Есть люди, с которыми это часто случается…
С одной стороны оговорки происходят от хаотического мышления, а с другой – мозг формирует фразу, при этом губы, язык и челюсть должны, получив сигнал, сартикулировать, чтобы построить фразу. Но если речевой аппарат не готов, он не может точно воспроизвести импульс мозга. Он не подчиняется.
Мы работаем над этим, и на первом же занятии в «Мастерской Голоса» выясняется, что губы непослушны. Есть простое упражнение: «губы трубочкой провести по кругу» – как правило, никто этого не может сделать. Губы атрофированы, у большинства людей они не работают. Точно также непослушен язык и зажим в челюсти, не позволяющий широко открывать рот. А если рот закрыт, то многие люди разговаривают сквозь зубы так, что слышен этот призвук «сквозьзубости» – грубейшее нарушение. При такой речи не будет доверия к человеку, поскольку звук сквозь зубы просто не идет.
Можно научиться избегать оговорок благодаря артикуляционной гимнастике. Первое наше занятие в «Мастерской Голоса» – для разработки мышц речевого аппарата – языка, нижней челюсти и губ. Это основа, которая готовит аппарат к работе с дикцией. У большинства людей очень вялый, неразработанный речевой аппарат. Рот не открывается, губы вялые, все произносится через нижнюю губу, а верхняя при этом отдыхает. Но она тоже должна принимать активное участие в артикуляционном процессе и формировании звуков. Иначе происходит «подъедание» окончаний, и т.д. К примеру, «ВАТЬ МАШУ» вместо «МАТЬ ВАШУ» – меняются буквы.
Частые лексические ошибки:
Грамматические:
«Я ИЗВИНЯЮСЬ» (правильно «ИЗВИНИТЕ» и «ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ» )
«ЛЕВЫЙ ТУФЕЛЬ» (правильно «ЛЕВУЮ ТУФЛЮ» – «ТУФЛЯ, «ТУФЛИ» – согласование родов)
Большинство людей, не задумываясь, повторяют часто слышимые произношения. Беда общества в равнодушии к этому вопросу. Многие разговаривают на суржике и, общаясь между собой, говорят: «ну ты же меня понимаешь!? Ну и какие вопросы? Ну, ты ж понял, что я сказал?». Да, понял, но я тут же пришёл к заключению, к какой социальной прослойке тебя отнести, о твоем статусе, образованности, начитанности и т.д. Поэтому, с одной стороны – да, какие-то социальные слои общества так и общаются, но с другой стороны – цивилизованное и культурное общество не имеет права на то, чтобы общаться на суржике, смешением абсолютно непонятных форм, «не склоняя падежОВ».
Блистательная фраза на уровне анекдота школьной учительницы русского языка: «Если я один раз ошибИлась, это не значит, что я не знаю русского языка».
Приведите примеры каверзных произношений – с неоднозначным смыслом или распространенные разговорные выражения, неправильные согласования – то, с чем мы часто сталкиваемся.
Стыки слов часто превращаются в нецензурную лексику из-за того, что мы соединяем какие-то слова. Для бизнес-аудитории это особенно важно, потому что из-за этого происходит много казусов. Среди них, например, «ЗАПИСЬДУБЛЯ» (запись дубля на студии)
Такие казусы встречаются часто. Бывает, из-за нечеткой дикции. Казалось бы, все просто, но брошенная неаккуратно фраза превращается в нечто совершенно иного рода.
Поделитесь некоторыми рекомендациями, как выходить из неловких ситуаций и можно ли их предусмотреть?
Существует много слов-паразитов. Но есть и звуки-паразиты, от которых мы избавляемся на занятиях, и этого можно достичь, выполняя упражнения самостоятельно. Это значит: «сказал – закрой рот». Человек думает, когда тянет «ааа…», «ммм…». Неужели не легче думать с закрытым ртом, избегая этих уродливых и диких удлиненных звуков? Либо часто вставляют бесконечные слова паразиты «как бы», «да», «вот», «вместе с тем», «на самом деле»… Это мусор в речи.
Когда спикер выходит к аудитории, он должен быть готовым, знать свою речь, но ни в коем случае не вызубрить! Зубрежка – это самый плохой вариант, на котором сразу нужно поставить крест! Спикер должен рождать текст здесь и сейчас, но на базе знания предмета. Если у него доведена речь до состояния «не могу молчать» (у Льва Толстого есть статья «Не могу молчать!») – он хочет говорить, у него льются знания, ему необходимо их передать. Это действенная передача знаний, чтобы перекрыть аудиторию и взять ее в союзники. Вот тогда это настоящий оратор. А если он плохо знает предмет, и нет особого желания передать знания, то не нужно выходить перед аудиторией.
Если доведен до градуса «не могу молчать» – имеешь право говорить. И тогда внутреннее содержание человека, знание предмета и «не могу молчать», основанные на базисе, который дает «Мастерская Голоса» – на технике речи, дают многократный успех. Умножение этих элементов – один на другой – дает успех.
Реакция людей на голос – диапазон, тембр, звучность, правильность произношения
В Америке проведены исследования относительно того, почему важна речь и почему мы останавливаемся на аудиальном образе спикера. Согласно результатам, 56% внимания мы отводим на невербальный образ спикера . Т.е. в первые секунды по внешнему виду спикера мы определяем, стоит ли его слушать. Обращаем внимание на то, в чем он одет, как выглядит, как жестикулирует и как себя ведет на сцене. И на подсознательном уровне делаем первое заключение – интересно или нет.
35% внимания публики отводится тому, как говорит спикер , т.е. умению пользоваться средствами выразительности. Это все голосовые характеристики: звучание голоса, дыхание, тембр, сила, звучность, громкость, полётность. Также сюда мы отводим умение интонировать, логически выстраивать слова, умение формулировать и подавать фразу, пользоваться громким звуком, «раскрашивать», придавать интонационный окрас.
И только 7-9% внимания отводится на смысл – что именно говорит спикер .
Выходит, в первые минуты общения, либо при выступлении перед незнакомой аудиторией, совершенно безразлично ЧТО говорит спикер. Поэтому очень важно овладеть этими 35% внимания, поскольку они – треть успеха. Это техники, и созданы они для того, чтобы с ними работать. Нужно сосредоточиться на них и взять в свой арсенал. Сама речь может быть блестящей, но если спикер плохо и невнятно говорит, его выступление обречено на провал, и ему не верят.
Немає коментарів:
Дописати коментар