середа, 22 червня 2011 р.

Время и деньги | Политика | Медведев вербует элиты сильных регионов | Выпуск: 109

…Я буду говорить о проекте развития страны, который должен стать реальностью благодаря совместным усилиям всего российского общества.

Он, этот проект, должен быть реализован независимо от того, кто и какие должности займет в нашей стране в ближайшие несколько лет. За это отвечаю я лично как Президент государства и мои коллеги, с которыми мы реализуем программу модернизации.

Осознаем, что на нашем пути есть проблемы и препятствия. Мы понимаем, что без победы над коррупцией, без эффективной публичной власти, без качественной финансовой системы мы не преодолеем чрезмерную сырьевую зависимость и не добьемся высокого качества жизни.

То, что мы намерены сделать, это не только инновационный центр в Сколкове и не только замена устаревших технологий на современные в ряде приоритетных секторов, это должно быть понятно. Такие проекты - это скорее искра, запускающая механизм для более масштабных преобразований, для наращивания динамики этих преобразований. Эти пилотные проекты должны показать, как нужно работать сегодня.

...Опора на конъюнктуру цен вообще не соответствует нашим долгосрочным целям. Это абсолютно банальная вещь, но мы должны жить по средствам, сберегая хотя бы часть доходов от сверхвысоких цен на нефть. Избыточное текущее использование таких шальных денег на фоне ускорения глобальной инфляции - очень рискованная политика. Она не позволяет снизить процентные ставки и резко увеличить инвестиционную активность (Министр финансов активно кивает головой).

Более значительная интеграция российской экономики в глобальную - это также один из безальтернативных сценариев. У бизнесменов есть поговорка: "Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только в том случае, если они открыты". Вот и мы без открытой экономики упадем и ударимся очень больно. Поэтому мы снизим барьеры для иностранных инвестиций и рассчитываем завершить процесс вступления России в ВТО, а затем и в Организацию экономического сотрудничества.

Что касается ВТО, полагаю реальным закончить работу уже в этом году, если, конечно, опять не начнутся политические игры. Мы давно готовы к вступлению в ВТО - больше, чем многие другие страны - и большие, и совсем небольшие, все это прекрасно знают. Но из нас пытаются выбить неприлично много уступок. Такой подход неприемлем. И на откровенно невыгодные решения Россия не пойдет.

Стив Джобс однажды заметил, что важные решения - это не те, что вы делаете, а те, что вы решили не делать. Я бы хотел заявить здесь предельно четко, что мы не строим государственный капитализм. Да, у нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике, он был, по сути, неизбежен и во многом в определенный период необходим. Важно было стабилизировать ситуацию после хаоса 90-х годов и навести просто элементарный порядок. Однако теперь потенциал этого пути исчерпан, эффективность - впрочем, достаточно условная - такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведет к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу: сохранить то, что существует, и почти всегда вне зависимости от эффективности подобного наследства. (Здесь и далее выделено ред. "ВиД".)

…любая неопределенность законодательства - это риск предпринимателя, но не государства. И принцип, что государство всегда право, выражается либо в коррупции, либо в повсеместных преференциях своим компаниям, причем независимо от формы собственности.

...доминирование подконтрольных государству компаний в значительной части отраслей, низкая предпринимательская и инвестиционная активность в этих сферах - в конечном итоге угроза потери конкурентоспособности российской экономики в целом, которую не предотвратят и ласкающие слух некоторых экспертов плановые пятилетки. Подобная экономическая модель представляет опасность для будущего страны.

Это не мой выбор - мой выбор в другом: в российской экономике должны доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы, государство должно защищать выбор и собственность тех, кто сознательно рискует своими деньгами и репутацией. Оно должно дать им как право на ошибку, так и возможность для драйва, для развития - больше того, должно с использованием государственных компаний обеспечить современную и стабильную инфраструктуру для развития экономики в целом.

Нам необходимы не только красивые планы, но и значимый прогресс в формировании финансового центра в Москве. Для этого многие важные изменения в законодательство будут внесены уже в этом году.

Государство также должно создать такую систему социальной защиты и публичных услуг, которая стимулировала бы российские семьи к увеличению числа детей, к здоровому образу жизни, к непрерывному образованию, наконец - к долгому и плодотворному труду.

…мой выбор - это политика, обеспечивающая максимальные возможности для экономической активности миллионов граждан - граждан, защищенных законом, всей мощью государственной власти. Мой выбор в том, чтобы в России произошло формирование в ближайшие 10 лет экономики высокого качества жизни, экономики, которая делает жизнь комфортной и интересной, экономики, создающей то, что позволяет быть в числе мировых лидеров. А это, на мой взгляд, прежде всего просто наши люди - здоровые люди, чистая энергия, интеллектуальные сети, электронные услуги, удобный транспорт, доступное жилье и качественное образование, благоприятная среда для всех и, конечно, прежде всего для детей, для инвалидов, для наших старших поколений. Мы можем позволить себе сегодня не догонять кого бы то ни было, а создавать новый технологический уклад. И движемся именно к такой экономике, основанной на следующем поколении технологий, опирающейся на крупные компании, конкурентоспособные на мировых рынках, и на широкий слой малого и среднего бизнеса, в том числе бизнеса инновационного.

Нам не стоит затягивать прощание со многими вредными привычками, нам неправильно ориентироваться лишь на спокойный и размеренный рост, это ошибка. За пресловутой стабильностью может скрываться очередной застой, поэтому нужно быстрее и решительнее менять все, что мешает прорывному развитию.

Нам по силам качественно изменить ситуацию за ближайшие несколько лет. Для этого наши основные действия будут сосредоточены на следующих задачах: на кардинальном улучшении инвестиционного и предпринимательского климата с целью создания высокопроизводительных рабочих мест во всех регионах страны; на качественном прогрессе в борьбе с коррупцией; создании современной полиции и других правоохранительных структур; на повышении эффективности судебной системы; наконец, на модернизации самого государственного управления, внедрении в него современных проектных подходов и на децентрализации полномочий.

Я в этом контексте считаю, что сегодня целесообразна реализация ряда новых шагов. Каких?

Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности.

Первое. Государству не нужны столь большие объемы собственности, Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима. Но эти планы слишком скромны. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности.

Более осторожный подход, конечно, потребуется в отношении инфраструктурных монополий и предприятий, которые необходимы для обеспечения военной безопасности государства. Правительство должно в срок до 1 августа скорректировать график приватизации для решения этой задачи. Я уверен, что мы сможем провести приватизацию по прозрачным современным правилам, с тем чтобы привлечь эффективных частных инвесторов и собрать значительные средства для российского бюджета.

Второе. Федеративный характер нашего государства должен быть мотором развития нашей огромной и многообразной страны и работать на наше конкурентное преимущество. В современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более когда речь идет о такой стране, как Россия. Скажу больше: если все начинает работать или движется по сигналу из Кремля, а это мы проходили, я сам знаю это на собственном опыте, - значит, система нежизнеспособна, ее нужно подстраивать под конкретного человека. Это плохо, это означает, что систему нужно менять. В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Убежден, что такие решения будут в большей мере отвечать и потребностям перспективной структуры российской экономики.

Третье. Требуются дополнительные шаги по повышению качества работы нашей судебной власти. В этой сфере немало проблем, о них много пишут. Мы сами их отлично знаем - и не только знаем, но и способны с ними разбираться самостоятельно, без внешней помощи. И я уверен, что прежде всего это сделает само судейское сообщество

Четвертое. Слова о том, что коррупция душит Россию, звучат постоянно; ответ очевиден и должен быть, как говорится, симметричным: удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо. В этом солидарно все российское общество без исключения. Но коррупционные нарушения очень трудно выявлять, существующий порядок уголовного преследования коррупционеров весьма сложен и медлителен, его следует сохранить хотя бы для того, чтобы четкие гарантии были на случай необоснованных обвинений, которых, к сожалению, тоже происходит немало. В то же время государственные органы нужно очищать от коррупционеров быстрее и решительнее, для этого следует расширить основания для увольнения с госслужбы лиц, подозреваемых в коррупции. В частности, основанием для увольнения могут служить данные, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут быть использованы для уголовного преследования. Это, по сути, увольнение в связи с утратой доверия как основание прекращения служебных отношений. При этом, разумеется, необходимо сохранить судебный порядок обжалования таких увольнений.

Считаю возможным подумать и о введении полной имущественной ответственности государственных должностных лиц перед казной, которая до того возместила убытки частного лица, вызванные незаконными действиями или бездействием таких чиновников.

Для реализации объединяющей нас стратегии понадобятся изменения и в структуре Правительства, и в других органах власти на всех уровнях. Мы должны обеспечить большую открытость власти и широкие возможности для частного бизнеса, максимально поддержать модернизацию на местном уровне, общественные инициативы и объединения неравнодушных граждан, которые стремятся изменить жизнь к лучшему в своем городе, в своем поселке или регионе. Еще наш великий историк Николай Карамзин говорил, что "любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма". Считаю, что эти слова точно отражают задачи национального развития, которые стоят перед сегодняшней Россией.

Немає коментарів:

Дописати коментар