четвер, 13 січня 2011 р.

Как сделать качественный сабвуфер в автомобиле?

Прежде чем приступить к покупке низкочастотного динамика (другими словами: сабвуферная головка; НЧ-головка), изготовлению и установке всего сабвуфера в автомобиль, вы должны чётко себе представлять, как будет выглядеть ваша акустическая система (давайте условимся: акустической системой мы будем называть тот самый короб для сабвуферной головки, который нам, в конечном итоге, и надо изготовить).

«Акустическое оформление, или короб, который вы выбрали для сабвуфера, будет определяющим фактором в достижении качественного звучания в низкочастотной области баса».

Но для начала немного о предназначении и функции какого бы то ни было ящика. Акустическая головка излучает звук не только «вперед» но и назад, при этом фронтальная и тыловая звуковые волны противоположны по фазе. Такие волны гасят друг друга, соответственно, звуковое давление низкое и как следствие – низкая громкость! Акустическое оформления НЧ-головки предназначено для ликвидирования такого акустического замыкания.

Различают 4 основных вида акустического оформления:

• закрытого типа (ЗК);

• корпус с фазоинвертором (ФК);

• полосового типа (ПК);

• бесконечный акустический экран (free air).

Звуковое давление сабвуферной головки в ЗК меньше давления, оказываемого этим же динамиком, помещённым в ФК, на 3 ДЦ и на 6, чем в ПК. Увеличение звукового давления на 3 ДЦ приводит к увеличению громкости звучания в два раза, следовательно, повышение на 6 ДЦ – в 4! Таким образом, применение более сложной акустической системы позволяет применять менее мощные усилители при равной громкости звучания! И это очень важно, ведь цена на усилители растёт пропорционально их мощности.

Теперь подробнее о каждом виде акустической системы.

Самый простой вид акустической системы! В данном случае низкочастотный динамик монтируется в некоторый короб лицевой стороной наружу. В таком ящике разность фаз колебаний звука от лицевой и тыльной стороны динамика ликвидируется очень просто. Звук от тыльной стороны громкоговорителя гасится в закрытом объёме ящика. Эта звуковая волна уже не может затмевать звук от фронтальной части динамика.

Безусловно, такая акустическая система проста в изготовлении, но есть и несколько существенных минусов. Во-первых, низкий, так сказать, КПД, ведь полезную «работу» совершает только фронтальная часть динамика. В связи с этим необходим более мощный усилитель, что, конечно же, скажется на финансовах затратах.

Во-вторых, есть вероятность того, что динамик сгорит! Закрытый объём ящика гасит звуковую волну, обладающую энергией, в результате чего повышается внутренняя энергия всей системы и, она нагревается. Следует обшивать внутренние стенки такого короба звукоизолирующими материалами, гасится звук– поглощается тепло.

Более сложная система акустики. Конструктивно мало чем отличается от закрытого корпуса, с той лишь разницей, что имеет отверстия с полыми трубками определённой длины-порты фазоинвертора. Звукотехническая разница же огромна. Сам фазоинвертор представляет собой полую цилиндрическую трубку определённого диаметра и определённой длины. С помощью фазоинвертора соединяется замкнутый объём с окружающим пространством.

Как работает фазоинвертор? Тоннель фазоинвертора задерживает звуковую волну, образовавшуюся внутри сабвуфера на строго определённое время. Благодаря этому звуковые волны от «лицевой» стороны динамика и тыльной встречаются за пределами саба в одной фазе. Давление звука резко увеличивается! Минусом является конструктивное усложнение системы, а также высокая чувствительность к параметрам динамика и геометрическим параметрам короба и самого фазоинвертора.

При таком подходе достигается максимальное звуковое давление. НЧ-головка находится целиком в коробе и поэтому защищена от механических повреждений. Капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик находится внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Конструкция короба, позволяющая управлять амплитудной характеристикой как в области нижней, так и верхней частоты благодаря использованию корпуса с двойной камерой.

Самое простое акустическое оформление: коробом является какое-либо помещение или ограниченное пространство! В машине таковым может быть багажник (ну, конечно же, если класс машины – седан).

По типу кузова машины можно разделить на три класса:

1. Салон объединён с кузовом (хэтчбек, универсал).

2. Салон изолирован от багажника (седан).

3. Открытый кузов (кабриолет).

Каждый класс автомобилей имеет свои особенности установки акустики, и не всякая акустика может быть установлена в той или иной машине! Глупо и безумно пробовать поставить сабвуфер типа Бесконечный Акустический Экран в машину класса хэтчбек.

Немає коментарів:

Дописати коментар