«Нейро Дюбель» / «Афтары Правды»
Очень мало осталось белорусских групп из 90-х, которые не скатились в творческую бессознанку. «Нейро Дюбель» идут достойным путем великой рок-группы, с фатализмом относясь к изменениям в стилистике своего меланхоличного панк-рока с примесью сюрреализма и черного юмора. Вначале они запели на белорусском, потом вдруг поменяли стиль (музыкальный критик Олег Климов, помнится, первым начал кричать что-то про «Раммштайн»), что, в принципе, можно было объяснить как любовью Куллинковича к вышеупомянутому великому рок-коллективу из ГДР, так и изменениями в составе группы; теперь они пришли к тому, с чего и начинали — к ироничному и добродушному панк-року с бесхитростными гитарными запилами, меланхоличным драйвом и добротным бытовым сюром. Считать ли эту работу возвращением к классическому стилю «Нейро Дюбеля»? Вряд ли. Больше всего это выглядит на переосмысление классического стиля под влиянием наработок зрелого возраста — как воплощение всеобщей тайной мечты вернуться в безбашенную юность, при этом обладая оружием в виде «взрослого» жизненного опыта и мудрости. Так можно и развлекаться, и ошибок не наделать — потому что цинизма уже меньше, он подменяется едкой горечью, пофигизмом и спокойным пониманием того, что мир изменить нельзя.
«Афтары правды», несмотря на дурацкое название и не менее дурацкую обложку (впрочем, «Дюбеля» последних лет еще ни разу не выпустили альбом с по-настоящему симпатичной и подходящей им обложкой), нарисованную художницей Никой Сандрос и изображающую человечка, заключенного в центр игры «крестики-нолики», принципиально отличается от последних дисков группы. Здесь все действительно больше похоже на правду — песни очень легкие, искренние, невыдуманные, против каждой из них хочется ставить штампик: «Ура, все так и есть». Драматургия альбома, правда, выдержана в немного «затухающем» тоне. Он начинается мощнейшими панк-номерами — «Ольга Сергеевна», «Полноте» (она же «Не хочу тебя нигде»), «Батариен» (удивительно, но до сих пор «Нейро Дюбель» умудряются сочинять хитовые и неожиданные песни), идущими цельным нерушимым блоком. Потом, после выступления «дяди Саши» со стишком, звучит самая потрясающая песня альбома — волнительный и монолитный боевик «Манту» («Я намочил манту!»), который похож на все панк-хиты нашего детства сразу и поэтому вызывает восторг и немощь. Далее слушателю предлагают не менее ошеломительную песню про Сергея Ивановича, уже давно расхватанную на цитаты. Моя подруга, дочь известного белорусского писателя и публициста Сергея Ивановича Дубавца, считает, что эта песня — про ее отца, отчасти я с ней согласна. «Жизнь не удалась, и всему пи…ц, а Сергей Иваныч — молодец!» — поет Куллинкович. Вообще, даже если это все про другого Сергея Иваныча, Сергея Иваныча как философскую категорию, предположим (или, например, Сергея Иваныча как отца Ольги Сергеевны из начала альбома), хорошо заметно, что нынешний альбом весь погружен в эстетику бытового апокалипсиса, что ли, в вязкую повседневную бытовую хтонь, из которой растут все эти Сергеи Иванычи, Ольги Сергеевны, октябрята и космонавты.
После «Сергея Иваныча» альбом начинает кренить в область метафизики советского детства — звучит рэгги про отстой пива, «Дети Галактики» на стихи Роберта Рождественского, немного выпадающая из стилистики альбома «Жэтончык», злая и грустная «Нельзя», посвященная памяти Олега Бебенина, песни «Фонарь» и «Ленин», и слушатель уже, честно говоря, немного устает, потому что начиналось все чересчур громогласно и хитово, а продолжилось этой вот вселенской грустью. Спасает этот блок альбома песня «Касманаўты», несомненный хит про космонавтов, которые летали, но ничего не видели. Но даже учитывая это вот «провисание» в структуре альбома, диск получился сильным — скорей всего, лет через 5 любимые песни фанатов «Нейро Дюбеля» будут на 20-30 процентов состоять из композиций именно «Афторов правды».
Можно, конечно, и в трех словах все описать: это очень энергетически мощный диск. У Куллинковича все хорошо, он молодец, и мы его любим.
Norah Jones / Featuring…
У Норы Джонс как-то не заладилось с последним сольным альбомом, поэтому она решилась на любопытный шаг — выпустила диск-сборник со всеми дуэтами и творческими коллаборациями, записанными на протяжении всей своей жизни. Получилась своего рода «альтернативная история» карьеры певицы. Вот она поет акустический рок вместе с Foo Fighters, вот тусуется с хип-хопперами (Outcast) и поп-певцами (Ryan Adams), вот участвует в истории мирового джаза (Херби Хэнкок, Рей Чарльз).
Диск получился, как ни странно, завораживающе интересным — потому что это, вообще-то, не запись Норы Джонс, а сборник песен абсолютно разных музыкантов, которых объединяет только то, что Нора где-то там им подпела. Подобный диск, мы считаем, должен выпустить всякий чрезвычайно раскрученный молодой музыкант.
We Were So Turned On / David Bowie Trubute
Благотворительный (!!!) двойной диск с тремя десятками песен является единственным трибьютом Дэвиду Боуи, одобренным самим Боуи. Это, пожалуй, единственное, что может заинтересовать случайного слушателя в данной работе, потому что большинство отзывов на диск начинается с фразы: «Кто все эти люди?». Кто-кто, поклонники Боуи. Конечно, изначально на альбоме должны были петь и Radiohead, и MGMT, и Nine Inch Nails (которые, в принципе, уже пели вместе с Боуи), но из-за неких умозрительных «проблем с контрактами и лейблом» ничего не вышло. Поэтому «всех этих людей» стало еще больше. Из тех, кого вы знаете, на альбоме отметились Duran Duran (их выбор песни, кстати, потрясающ: «Boys Keep Swinging»), Vivian Girls, A Place to Bury Strangers, Мик Карн (это басист группы Japan, сейчас он очень тяжело болен и на трибьюте поет песню «Ashes to Ashes», что не может не пугать его поклонников) и, не поверите, Карла Бруни. Она поет песню «Absolute Beginners» и, по мнению поклонников Дэвида Боуи, без проблем выигрывает в номинации «Худший кавер на Дэвида Боуи в истории поп-музыки». Хотя нам кажется, что Карла Бруни, поющая Дэвида Боуи, — это круто. Если вы вслушаетесь в диск от души, то откроете для себя немало отличных новых исполнителей (Xu Xu Fang, Swahili Blonde, Papercranes), наверняка решите послушать их собственные альбомы и погрузитесь в удивительный мир современной экспериментальной и независимой музыки. В этом смысле трибьют получился прекрасным, и Боуи может спать спокойно — молодежь о нем помнит, и он по-прежнему всем пример.
«Кассиопея» / «Стивен Кинг и мы»
Новый альбом наших космических соотечественников вышел на российском лейбле «Снегири». По сути, это хорошие дурацкие добрые песни от умных приятных людей, но журналисты зачем-то придумывают определения — спец-поп, космический синти-поп, фрик-поп, диско-поп и даже фрик-фолк-поп и бард-поп (бард — потому что вокалист Илья Черепко играет на гитаре?). Сравнивать «Кассиопею» можно разве что с космическими фриками уровня Sparks — но те были затейники и инструменталисты, замахивающиеся на крупные формы, а «Кассиопея» живут в игривом мире детства и сюрреалистичной подростковости. Это как, знаете, вот у всех детей из класса, например, идет мучительное половое созревание в спортзалах и кабинетах труда, а ты вместо этого разговариваешь с космосом и видишь знаки в небесах, хотя у тебя тоже созревание, на самом деле, просто другое, вселенского уровня. Космизм «Кассиопеи» — не инфантильность и не стеб, просто такое мировоззрение — мир странен, поэтичен, удивителен и очень смешон в самом хорошем смысле. И они поют это все всерьез.
На этом альбоме так много текстов о поп-культуре (песни про Микки-Мауса и Тибет, про Алесю-телеглаз и теледиктора, проглоченного камерой, про фигуристку и гадалку), что можно настаивать на том, что «Кассиопея» выполняют роль белорусского Энди Уорхола. Будем считать, что мы тоже назвали их: поп-арт, у нас это будет поп-арт.
Belleruche / 270 Stories
Электро-свинг и вертушечный соул от британских Belleruche трансформировался от милого лаунджа до какого-то демонического нуара. Если раньше в саунде группы было много тридцатых годов и нарядных оркестровок с духовыми, теперь здесь все больше скрэтчей и терпких, тяжелых битов, подпрыгивающего танцевального баса и редкого гитарного воя, переходящего в электрическую пульсацию. Это уже не такая растительная музыка, как была раньше, — она обросла мышцами, зубами, стала яростная, палец в рот не клади, даже вокал Катрин ДеБойер стал каким-то кусачим, боевым. Этот великолепный альбом (послушайте хотя бы трэк Clockwatching, если вы не были раньше знакомы с группой) показывает, насколько далеко может зайти безобидный электро-свинг, если у исполнительницы есть какие-нибудь неврозы. Впрочем, ладно, тут есть две-три романтичные соул-баллады.
Вы можете оставить комментарий , или поставить трэкбек со своего сайта.
Немає коментарів:
Дописати коментар