10/12/2010Недавняя газовая "война" между Россией и Украиной, когда первая предъявляла обвинение соседям в отборе голубого топлива, а вторая клятвенно присягала, что ничего не брала, - возникла не на пустом месте. Ее, собственно, могло бы и не быть (или наши северные соседи нашли бы для "нападения" какой-либо другой повод), если бы обе стороны измеряли объем газовых потоков современными приборами. Даже небольшая погрешность в этом процессе дает возможность трактовать полученный результат с определенной погрешности, хотя и в пределах установленных правил.
Задолго до наступления холодов европейские потребители российских углеводородов не без боязни интересовались ситуацией на "линии фронта", которая несколько лет подряд возникает в районе украинской газовой трубы. Обеспокоенность Старого Света понять нетрудно: мерзнуть в лютые рождественские морозы - удовольствие не из приятных. Но, к счастью, обе участницы борьбы по-соседски в один голос заверили, что европейцам закупать валенки больше не надо. Дескать, газа будет столько, сколько попросите, и поступит он в полном объеме, согласно установленному графику.
На первый взгляд могло показаться, что такая уверенность до недавнего времени сварливых партнеров продиктована исключительно политическим потеплением в отношениях между официальным Киевом и Москвой. Но, как выяснилось, для таких оптимистичных заявлений была и другая причина. По словам специалистов Харьковского ННЦ "Институт метрологии", с недавних пор государственная компания "Нафтогаз Украины" начала устанавливать на отечественной газотранспортной системе высокоточные приборы измерения объема углеводородов, которые транспортируются из России. Поэтому заявления на манер "Украина крадет газ, и за это мы перекрыли трубу Европе" потеряли всякий смысл.
Свою точку зрения научные работники объясняют с помощью простых математических подсчетов. Каждый год на внутреннем рынке Украины перемещается около 200 миллиардов кубометров газа - и собственного, и российского. Его объем определяют специальные приборы. Так вот, повышение их точности всего лишь на 0,1 процента дает экономию в размере 200 миллионов кубов. Здесь и кроется причина конфликта, который возникал между Украиной и Россией ранее. Дело в том, что до недавнего времени 80 процентов измерительной техники, установленной на украинской газотранспортной системе и узлах учета нефти, имели форму диафрагмы, т.е. диска с относительно маленьким отверстием, которое перекрывая трубу, забирает много энергии. Эти приборы тяжело назвать точными, так как погрешность при их работе составляет три-пять процентов. Переведите указанные проценты в кубометры с учетом общего объема перекачанных углеводородов и получите то, что мы якобы теряем с помощью старой измерительной техники. Ведь если повышение точности измерения лишь на одну десятую процента дает такую впечатляющую экономию, то что можно говорить об объемах, в 30-50 раз больше? "Что означает неточность в плюс-минус три процента? - комментирует ситуацию директор Харьковского института метрологии Горислав Сидоренко. - Это означает, что кто-то может на ней терять, а кто-то находить, поэтому считать надо с минимальной погрешностью, чтобы все были правы и не было виновных".
Интересно, что подобные потери не считались криминалом, так как из-за несовершенства измерительной техники "оправдывались" соответствующими законодательными актами. Но одно дело, когда между партнерами все мирно, совсем другое, когда между ними пробежала черная кошка. Неточно посчитанный газ и стал причиной того, что Россия предъявила обвинение Украине в сознательной краже. И хотя Киеву удалось возвратить запятнанную соседями репутацию в международных судах, специалисты решили больше не рисковать имиджем и нашли средства на замену допотопных приборов измерения на современные. "Вы, наверное, заметили, с какой уверенностью сегодня Премьер-министр Николай Азаров говорит о том, что мы обеспечим измерение газовых потоков с достаточной точностью, - говорит главный сотрудник Харьковского института метрологии, доктор технических наук Владимир Большаков. - Он уверен, так как знает, что сейчас приборы на газотранспортной системе отвечают европейским стандартам".
Приборов, которые точно измеряют объем нефти и газа, в Украине, к сожалению, сегодня не производят. Наладить такое производство пробовали несколько солидных отечественных фирм, но вынуждены были отказаться от этого проекта. Речь идет об очень тонкой метрологии, которая базируется на так называемой силе Кориолиса, с помощью которой сегодня стало возможным измерение даже направления оборотов вихря циклонов. Созданные с использованием этих новейших технологий расходометры очень точны, так как дают погрешность лишь в 0,2 процента. Т.е. спекуляции на тему "утруски-усушки" углеводородов в трубе потеряют под собой любую почву. Стоят такие приборы очень дорого, но они стоят израсходованных денег, ведь на кону - репутация государства как одного из наибольших газовых транспортеров мира.
Появится ли у нас вскоре производитель, который освоит выпуск техники такого уровня, сейчас сказать тяжело. Но зато отечественные метрологи уже создали эталоны, способные измерять точность даже наиболее современных кориолисовых приборов. На них каждый год проверяют все расходометры, которые завозят в Украину. Вопрос: "Кто, где, когда и за какие средства проводит подобную проверку?" лежит в плоскости экономической безопасности государства, поэтому украинские метрологи по праву гордятся тем, что собственноручно смогли создать высокотехнологическую эталонную базу. "С радостью могу похвастаться, - говорит Владимир Большаков, - что наш Национальный эталон затрат газа (сохраняется в Ивано-Франковске. - Авт.) прошел международную аттестацию и признан по своему уровню третьим в Европе после Германии и Словакии. Это означает, что измерения, проведенные на наших приборах, признают все европейские страны-участницы Международной системы мер и весов, штаб-квартира которой находится в Париже".
Сейчас завершается по соответствию международным стандартам и харьковского Национального эталона затрат воды, на котором проводится калибрование кориолисовых расходометров, которые контролируют нефть. А заодно отечественные метрологи работают над тем, чтобы максимально гармонизировать отечественные нормативные документы из метрологии с европейскими. В рамках программы ІNOGATE, которая регламентирует сотрудничество ЕС с причерноморскими и прикаспийскими странами, а также соседними с ними государствами в сфере энергетики, Украина получила на рассмотрение около тысячи европейских стандартов. "Мы отобрали около сотни из них, - говорит Владимир Большаков, - и сейчас у себя в институте активно работаем над этим проектом. Наша задача не разработать свои, а привязать европейские стандарты к нашим национальным особенностям. Это нужно для того, чтобы мы могли разговаривать с западными метрологами одним языком и чтобы они верили результатам наших измерений". А заодно выступили компетентными арбитрами в газовых спорах на тему "усушки-утруски", если подобные прецеденты возникнут снова.
Кстати, ситуацию с якобы незаконно отобранным газом, в чем Украину не раз обвиненяла Россия, харьковские метрологи назвали неоднозначной. "Есть международные стандарты, - говорит Владимир Большаков, - которые базируются на методике измерения газа и нефти. Там есть экспериментально полученные результаты калибровки для каждого прибора. Так вот, когда сверили результаты калибровочных таблиц, то украинские приборы показали данные в пределах нормы, но шли с минусом. Т.е., оказывается, Украина не брала лишнее, а наоборот, теряла свой газ, хотя и в рамках допустимого. Теперь мы перешли на новую форму расчета и добились, чтобы показатели шли по нулям".
То, чем сейчас занимаются специалисты ННЦ "Институт метрологии", Горислав Сидоренко назвал громким словом "революция". Ведь точность измерения позволяет экономить не только миллиарды кубометров перекачанного газа, а и способна вывести земную цивилизацию на совсем другой уровень технического развития. Для доказательства ученые приводят метрологическую "эволюцию" эталона времени. Сначала единицу этой величины определяли относительно обращения Земли вокруг своей оси, позднее - относительно ее же обращения вокруг Солнца. Потом "привязали" этот процесс с 1900 годом, но такая приземленность оказалась недостаточной и отошла в прошлое. По словам доктора технических наук Юрия Павленко, сегодня метрология переходит на принципиально новый, квантовый, путь развития, что и позволило метрологам создать квантовые эталоны времени и длины, а благодаря этому, например, глобальную систему навигации, бесперебойную работу мобильной связи и т.п.. Сейчас стоит вопрос о "привязке" нескольких основных единиц международной системы (СИ) к фундаментальным физическим константам. Т.е. величинам, которые характеризуют не отдельные тела, а физические свойства нашего мира в целом. Такая точность в измерениях невидимой материи таит в себе до сих пор невиданные технические
возможности.
Немає коментарів:
Дописати коментар