Меня просили быть оптимистичнее. Не говорить серьезно о проблемах, а то складывается впечатление, что все в этом мире плохо и совсем нет выхода. Патовая ситуация. Ну и соответственно, подтекстом намекнули, что критиковать надо тот яблочный гаджет, которым пользуется Президент огромной страны, а не слушать его же мнение о том, что камера в Samsung Galaxy Tab откровенно «Sucks»… извините, «не понравилась». (…так отреагировали иностранные блоги, употребившие слово в русском переводе «отстой», или «сосёт»).
Оптимистичнее. Нота «Си». Немного растянуть. Поиграться звучанием. Понять, что слишком высокая нота. Поставить диск Stacey Kent. Прислушаться к прозрачному рождественскому звучанию и танцевальной походкой, буквально на цыпочках дойти до стола, чтобы не разрушить утреннюю тишину. Налить кофе и положить пальцы на клавиатуру… а мысль в голове «только начни писать оптимистичнее, тебе же сразу укажут твое место в рекламном бизнесе, дизайне, издательстве и даже напомнят как работал сторожем»… Плевать! Скоро Дед Мороз… жмот! придет. Снегурочка икнет перегаром в распахнутую дверь. Дед спросит: «Что с тобой, дочка? Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?».
Поэтому извините, пишу так как вливается в меня и вытекает обратно. Не всегда весело и не всегда и всем доходчиво.
В очередной раз столкнулся с тем, что вижу прямые подтверждения изменения качества рынка электронных книг, его настроения. От сегмента, где царствовали энтузиасты, рынок буквально за последний год сместился в область массового потребления и потребительства.
Скажу сразу – это не плохо. Это нагрузка на службу поддержки, которую раньше производители просто не планировали, считая, что с двумя кнопками люди разберутся сами. И разбирались. Сейчас не так. То ли кнопки перестали нажиматься, то ли чаще стали отваливаться. Не знаю. Надо мыслить оптимистичнее – кнопки зашибись, причем у всех сразу, а не в конкретном устройстве.
Вынужден сказать именно так, ибо слова уже воспринимаются, только так как написаны, а все намеки уже перестают работать. Если ранее то, что сейчас называется «пиратством», носило гордое имя «библиотекари», то только сейчас видна разница – книги оцифровывались и создавалась «первичная» книжная полка и это стало побуждающим фактом для приобретения и создания специализированных устройств для чтения. Время прошло, сейчас уже можно прочитать в блогах пиратских библиотек: «…сканить никто не будет. 13 числа можно будет смело упереть у «проклятых копирастов», то-бишь литреса (и либрусека с аймобилкой)», хотя в магазинах книга уже была – ёперный йод, бери и цифруй!
И чем больше рынок электронных книг становится потребительски массовым, желающим исключительно потреблять в большом количестве, а не качестве, тем больше вижу необходимость потребителей в «гавеном языке», о чем писал ранее . Это внутреннее подсознательное желание человека – читать прямые указания на качество товара или услуги, где слово «плохой» не воспринимается так же, как слово «говно». Последнее, гораздо более доходчиво для восприятия и не содержит оттенков. Сказать «плохое» не достаточно, так как читатель хочет спросить «насколько плохое»? Ну, плохое. Есть лучше. Есть совсем хорошие, а это плохо. Поэтому, более жесткое словесное определение не дает возможности сомневаться в оценке продукта.
И вот пришло время, в очередной раз, сказать пользователю лично мне, то что называется «в глаза», свое мнение о моих обзорах, что они: «…именно хвалебные…» (указывается на отсутствие в тексте обзоров многочисленных слов «говно»). Цитирую далее: «нет, написать просто «извините, но этот мешок дерьма я тестировать не смог, т.к. кроме матерных слов других не осталось…»». Ну, да. Информативно. А главное, что потребитель так никогда и не узнает, что представляет из себя продукт.
В первую минуту, в очередной раз опешил, мне казалось и кажется до сих пор, что люди понимают или должны понимать, что собственное благосостояние это не то же самое, что у соседа или звезды с экрана. Что собственное потребление может отличаться не только от соседа, но и от миллиона потребителей разного уровня достатка.
Также всегда был убежден, что «информация дает возможность самостоятельно выбирать товар своего уровня». Сказал сам, дай возможность высказаться другим. Они тебя конечно обидят на первой секунде, но информация дороже самолюбия. Где-то там, среди различно поданной информации появится желание разобраться со спорными моментами самостоятельно. Опираться на информацию как на первичный источник «естественного отбора». Понятно, что далеко не каждый товар удовлетворит спрос и далеко не каждый гаджет может стать доступен по финансам.
Причем, как правило, говорящие на «гавеном языке» – люди особого воспитания, любого достатка, положения и даже собственных заблуждений. Условно конечно. Ходят на работу, ждут зарплату каждый месяц, ругают правительство, пьют растворимый или натуральный кофе, иногда любят кидаться деньгами на курортах или в присутствии дам. Обычный «наш» человек. Таких возможно миллионы, при том, что разница в доходах может отличаться «на порядок» (то есть, как минимум отличается кратностью в 10 раз).
Скажем так, люди покупают, например, телевизор, рассчитывая на зарплату, доход или кредит банка, но покупают не одну модель, не одного производителя, не одного цвета или размера, а разница по цене может отличаться в разы, где бедный не обязательно покупает дешевый товар, а богатый может много раз покупать «дерьмо», хотя бы потому, что именно так оценивает то, что купил. Обычно это называется «группы потребления» и обычно это предсказуемо опытному маркетологу, который создает различие качеств товара по характеристикам, которые могут отсутствовать в конкурентном продукте, который в свою очередь, может быть даже лучше собственного. Что маркетологу известно, но он создает нишу, чтобы продавать… и жить этим.
Тут еще много чего можно добавить, но я боюсь, откровенно боюсь высказываться на уровне «наша жизнь дерьмо», ибо когда плохо у других, это воспринимается как бы объективно, а указание своего собственного уровня жизни приводит обычно к обиде. Так уже было несколько раз. «Это же совсем не так!?». Вот производитель может создать только «дерьмо», а уж мне по плечу все что хотите!
«…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» (А.Н. Островский, «Гроза»)
Поэтому, волей – неволей, мне приходится интеллигентствовать, оберегая свою и чужую психику. Мало кто задумывается, но я ведь такой же потребитель и «дерьмо» чувствую прекрасно! Знаю точно, что «жигули» это как раз та самая коричневая субстанция, естественно в сравнении с «мерседесом» или чем-то еще высшего класса… но и прекрасно понимаю, что «жигули» самая распространенная машина среди наших потребителей. Конечно, можно сказать, что огромная часть наших водителей управляет «дерьмовой» машиной – опасной, недолговечной, невыразительной, устаревшей, быстро ржавеющей и так далее. Но давайте также скажем еще раз слово «дерьмо» и вычеркнем навсегда этого производителя из списка автогигантов! Давайте не будем покупать «дерьмо» и делать вид, что об этом не знаем мы и производитель! Не голосуйте своим рублем, дайте возможность продавцам заработать на «других» машинах – надежных, быстрых, долговечных, личных и семейных… Похороните навсегда то, что Вы как потребители считаете недопустимым («дерьмом»…)!
А так как я тоже потребитель, то от машины, как от класса, отказался в 2003 году и чувствую себя востребованным для общественного транспорта. Не пользуюсь как все, тем, что мне может быть по карману при определенных условиях. То есть «…»! (надо ли еще раз говорить прямо?)
Но тогда еще следует добавить… не знаю как миллионы людей на дороге, а я точно «дерьмовый» водитель. Вот, все едут так как надо – не нарушают правил, не подрезают, не нарушают скоростной режим и двойную сплошную… и только мне приходилось сливаться в единое целое со своей «замечательной» машиной.
Так как у меня часто есть возможность общаться с производителями, то складывается впечатление, что я просто обязан донести до них мнение потребителей о продукции. Причем, не просто конструктивно рассказать о предложениях об улучшении той или иной модели, а именно указать – ваш продукт «дерьмо»! Пусть рыдают, как малые дети! Горько и безутешно!
Напоследок, хочу рассказать несколько баек, которые можно воспринимать как хотите. По месту и без смысла…
В голливудской интерпретации, созданной на основе сразу нескольких книг Айзека Азимова, но несущее название одной единственной книги «Я Робот», есть интересный момент общения человека и машины, которое в таком виде отсутствует в книге, так как Азимов «дерьмово» не писал и не разжевывал, как это делает кино. Начинает человек, отвечает робот:
– Человек может рисовать картины.
– А ты можешь?
И еще бу-га-гашенька. В оптимистичном стиле.
Когда в московском метро поставили первые новые стеклянные турникеты, мне стало интересно – с какой скоростью надо идти, чтобы стеклянные двери успевали передо мной открыться. Ну, да, шибздик. Развлекался несколько дней! Каждый раз, постепенно наращивал скорость, проходя через турникет, и каждый раз двери успевали открываться. Как только скорость прохождения возрастала, на уровне подсознания, каждый раз останавливался перед стеклянным барьером или снижал скорость. Тем самым околонаучный эксперимент все время заходил в тупик. Инстинктивно снижал скорость, и двери успевали открываться. Так длилось до тех пор, пока… не закрыл глаза… и воткнулся в барьер! Двери не успели открыться! Наконец-то! Вроде эксперимент удался, но возникла другая проблема – не смог оценить скорость движения, когда глаза закрыты. Один раз, даже налетел на старушку, с закрытыми глазами, просто она решила остановиться внутри турникета, чего-то почесать или отдышаться, а потом еще зло сказала в мою сторону «не видишь куда идешь?».
Была у меня интересная переписка с выпускником ВУЗа, с человеком без пяти минут с «верхним образованием». Он решил написать диплом на тему, которую можно воспринимать как советский штамп: «Создание производства электронных книг в современных условиях». Естественно, он решил пойти методом «списывания», обратившись ко мне с прямыми вопросами: «где лучше создать производство», «какой завод нужен», и даже «с чего начать». Сначала отвечал на вопросы, а потом понял, что человек ждет готовое решение, которое достаточно будет «художественно» расписать в своей работе и диплом в кармане. Мне это было забавно, так как молодой человек упускал самое главное в этом процессе – «бизнес-план». Еще сложнее, было объяснить, что производство и завод могут быть различными «бизнес-планами», где сам по себе завод уже отдельный бизнес, который может приносить высокую прибыль. Поэтому, начните с плана, а не с желания создать устройство лучше Sony.
Был разговор с ректором одного из институтов. Человек пожилой, но полный оптимизма, при том, что о возрасте говорить не любил при встрече, считал эту тему чем-то сродни нехорошей примете. У него есть страсть – создать некий уникальный процесс обучения, где на выходе появятся инженеры, способные создавать устройства для чтения. Желание понятно – создать процесс, в котором он, пожилой человек, нужен системе образования. Спорить с человеком в возрасте неблагородное дело, поэтому прикинувшись молодым наивным дурачком, пытался показать обратную сторону его задумки, что мол любое обучение это далекая перспектива, где пока обучишь людей, специалисты уже никому не нужны, а сейчас требуется выращивать квалифицированных инженеров, которые могли бы создавать через 5-10 лет имя для любой корпорации, по любому направлению, а не только в создание узкоспециализированных устройств. Собеседник смотрел на меня и через каждые пять минут спрашивал: «Вы знаете какого-нибудь специалиста в области электронных книг?». На том и расстались. Я пошел искать ему специалиста, он пошел искать финансирование и студентов-камикадзе для своего дальнесрочного проекта.
Теперь простая математика. Мы живем сейчас. Сегодня. В этом году. Этим днем! Оптимистичны и надеюсь не страдаем дистимией (хроническое состояние подавленного настроения). Есть что выбрать и о чем поспорить. Если человек может позволить себе устройство для чтения за 300 долларов, то зачем ему, элементарно, присматриваться к дешевой модели? Если она конечно лучше – это великолепно! Покупайте и не задумывайтесь о том, что есть производитель выпускающий «дерьмо». Даже сэкономите! Если считаете, что есть устройство которое дороже, но лучше именно Вам – это тоже правильный, совсем не «дерьмовый» выбор!
Тут ведь как получается. Производитель не может создать хороший товар, потому что рынок элементарно требует. Чего? Дерьма (раз уж мы сегодня говорим простым языком). Может ли производитель создать товар лучше. Может. Тогда дерьмопроизводители начнут вымирать, или перейдут в ту область, где на ту же сумму капитала можно произвести качественные гигиенические тампоны или печатать на майках логотипы с коммунистической символикой. Для лучшего товара требуются более жесткие финансовые условия, на которые не хватит денег после просчета бизнес-плана.
Иногда, очень полезно закрыть глаза перед барьером, чтобы не трусить. Хотя бы для того, чтобы удариться и сказать «етижи пассатижи!».
И наконец, полезно быть стариком и научить молодежь создавать то, на что спроса может не быть, так как рынок через 5 лет достаточно сильно изменится и научится создавать гибридные устройства, которые в том числе, можно использовать для чтения. Для большинства «винил мертв» уже сегодня. Зачем создавать инженеров конкретно для винила?
Мне так и сказали молодые продавцы в магазине о качестве новой пластинки – «хрен его знает, я никогда винил не слышал». Хотелось сказать «послушай», но ухо резануло слово «хрен его знает» по отношению к покупателю… и автоматически вернул диск на стойку.
Для единиц CD звучит не хуже винила, аппаратура получается подороже по деньгам в сумме, но все равно лучше! Сэкономить можно на самих болванках. Они все-таки дешевле редких пластинок на виниле.
И вот растет поколение слушателей МР3 музыки, для которой хватит даже телефона, а не отдельного плеера. Контент в интернете. Можно по Bluetooth слить композишен в универе. Круть! Не надо оленем прикидываться… Конечно, есть проблема – производители создают «дерьмовые» айподы и уолкманы… именно в этом проблема.
Вот иди и скажи сам: «мешок дерьма я пользоваться не смог!». И ничего, кроме матерных слов… авось производитель заставит звучать свой продукт лучше!
Доброе утро! Заметил, что Вы, мои читатели, спите долго по выходным, поэтому позволил себе перед рождественскими каникулами сказать больше, чем надо. Потратив на это больше времени. Не знаю нужно ли.
На всякий случай, на знакомом и понятном языке: «обломись комментатор»!
Готовьтесь к Новому году! Присмотритесь к сайтам компаний и магазинов, которые оказались готовы к празднику. Всем остальным скажите «дерьмо дерьмовое».
На следующей неделе подведение итогов 2010 года. Не пропустите!
Похожие публикации:
Немає коментарів:
Дописати коментар