пʼятниця, 24 грудня 2010 р.

Обзор акустической системы формата 5.1 JetBalance 632

В этом тесте можно будет познакомиться с комплектом 5.1, который продается под брендом уже достаточно известной торговой марки JetBalance, философией которой является традиционно декларируемое практически всеми компаниями, продающими и/или производящими акустику, стремление к совершенству, высокому качеству, современному дизайну. Также радует тот факт, что "JetBalance не стоит на месте. Мы умеем слушать и знаем, как должен звучать мир вокруг нас" (фрагмент из описания философии бренда). Еще на сайте компании обещаны сильные и глубокие ощущения от любого комплекта, чего мы и будем ожидать от комплекта, тест которого уже практически начался.

Собственно говоря, о самом виновнике сегодняшнего обзора на сайте jetbalance.ru говорится не слишком много и, естественно, только все самое хорошее. Однако из потока восторгов можно точно вычленить следующее: комплект полностью магнитоэкранирован, имеется пульт дистанционного управления – незаменимая при просмотре фильмов вещь, сателлиты двухполосные, а также все корпуса выполнены из дерева. Понятное дело, под деревом подразумевается смесь из его опилок и клея. Он же MDF или, попросту говоря, ДСП.  

Из перечисленного магнитоэкранированием и древесно-стружечными плитками сейчас никого не удивишь, а вот наличие пульта и двухполосные сателлиты при столь демократичной цене – весомые плюсы.  

Сразу следует оговориться, что основное предназначение систем 5.1 – именно фильмы. Музыке пока что нечего делать в таком большом количестве каналов, так как носители такой музыки недавно родились и не спешат врываться в дома меломанов отчасти, конечно, благодаря своей цене. Поэтому можно говорить о том, что вся музыка находится в старом добром стереоформате – только 2 канала. Поэтому всерьез проигрывание музыки на подобных комплектах принимать не стоит.  

Следующее применение именно 6 каналов (включая сабвуфер) – это, конечно же, игры. Только такой набор акустики сможет дать реалистичное погружение в игровые миры. Таким образом, комплект предназначен в основном именно для двух больших категорий: киноманов и геймеров. Нужно оговориться: такое положение дел сложилось не потому, что именно тестируемые колонки плохи (мы не можем этого утверждать, пока не проведены все этапы измерений и прослушивания), такие, можно сказать, ограничения накладывает сам формат 5.1. 

Подведем итоги, которые следуют из описания самого производителя: в такой ценовой категории наборчик с пультом дистанционного управления уже заинтересовывает. Честных две полосы и корпуса из MDF в довесок к этому – еще интереснее. Ну и обещано море глубоких ощущений. Посмотрим, что из этого выйдет. 

Ну, по заявленным параметрам много не скажешь. Если система возьмет 40 Гц и дотянется до 20 кГц, то этого будет вполне достаточно для подавляющего большинства музыкальных задач (см. методику тестирования акустических систем ). Небольшие и легкие сателлиты развивают приличную мощность, которой должно хватить на озвучивание среднестатистической комнаты "квадратов" на 15.  

Итого имеем систему, которая по характеристикам вполне оправдывает свою стоимость. 

Упаковка комплекта начинается с коробки, которая выглядит привлекательно, в фирменном стиле JetBalance. Она выполнена из глянцевого картона, в светлых тонах. Подарить такую уже будет не стыдно. Интересным фактом является то, что на самой коробке, кроме стандартных надписей (типа номер модели, краткое описание и тому подобное), есть еще надпись "Кино". Таким образом, сам производитель не поленился указать, для чего, по его мнению, будет оптимально использовать комплект. Это радует, так как выше мы пришли к такому же заключению. 

Теперь по порядку. Внимательный читатель уже явно заметил, что в комплекте отсутствуют акустические провода. Дело в том, что они отсутствуют в виде отдельного изделия. А так они есть: "растут" прямо из задней части сателлитов. В таком решении есть, конечно же, и плюс, и минус. Возни меньше (это плюс), гибкости в подключении тоже меньше (это уже минус, хотя условный: в любом случае можно всегда нарастить провод до нужной длины).  

Сами сателлиты выглядят очень приятно: небольшие коробочки, аккуратно обтянутые черной виниловой пленкой. Несмотря на миниатюрные размеры, общий строгий вид не позволяет относиться к ним слишком уж легкомысленно. Под грилем угадывается действительно двухполосная конструкция, что не может не радовать, так как надежд на полноценно воспроизводимый диапазон частот до самых 20 кГц все больше и больше. Снизу на гриле закреплены эмблемы JetBalance, что только подчеркивает строгость внешнего вида комплекта. За виброразвязку сателлитов с поверхностью отвечают мягкие резиновые ножки, приклеенные к дну в количестве 4 штук. При таких скромных размерах динамиков больших вибраций быть не должно, и такое решение полностью оправданное и достаточное.  

Сабвуфер выглядит очень впечатляюще. Он безраздельно занимает полкоробки, правда, и коробка не слишком большая. Внешность ящика очень приятная, он так же, как и сателлиты, крайне аккуратно обтянут черной виниловой пленкой, что вместе со строгой формой придает солидность и основательность внешнему виду. Стоит эта конструкция на небольших ножках, которые представляют  собой полусферы из жесткой резины, чего, забегая немного вперед, вполне достаточно для устойчивого расположения устройства на полу или ковре. Лицевая панель содержит на себе элементы управления, которые нужны в первую очередь. А вот пульт дистанционного управления позволяет управлять абсолютно всеми характеристиками комплекта, включая 9 предустановок эквалайзера. Также на лицевой панели бросается в глаза большой жидкокристаллический экран, который будет при работающем устройстве отображать основные режимы функционирования.  

Собственно, что есть на панели управления сабвуфера? Управляющих элементов всего ничего – 5 кнопок и 1 "крутелка". С "крутелкой" все понятно: цифровая (с бесконечным вращением во все стороны) регулировка громкости по типу валкодера. Кнопки имеют следующие назначения: 

По порядку: выбор источника сигнала определяет, сигнал какого из двух входов играть; отключение звука – все понятно; режим DSP – делает звук объемным; выбор канала – немного более хитрая штука, суть ее заключается в том, что сигнал 2.0 может играть как в режиме 2.1 (2 сателлита и сабвуфер), так и искусственно раскладываться на 5 каналов; регулятор громкости – кнопка, которая позволяет регулировать поочередно громкость с помощью одной ручки и комплекта в целом и сабвуфера отдельно.  

Следующий на очереди – пульт дистанционного управления. Это весьма удобно лежащая в руке конструкция, сразу видно, что для конструкторов слово "эргономика" – не совсем непонятный набор букв. Также очень приятен тот факт, что все функции доступны с одной кнопки. А кнопок много, и, как следствие, пользователь может, не вставая с дивана, отрегулировать все, что ему только придет в голову. Больше по ПДУ сказать нечего: приятное устройство, которое серьезно добавляет удобства использования. Единственное, что нужно отметить, - некоторые возможности доступны только с пульта. Например, быстрый выбор предустановок эквалайзера. Чтобы устройство заработало, нужны 2 батарейки АА, которые и прилагаются в комплекте. Работать они будут долго и упорно, потому что являются алкалайновыми. Радует тот факт, что производитель не положил в комплект что-либо самое дешевое. 

О соединительных кабелях ничего особого и не скажешь: 3 упаковки, в каждой из которых находится по одному кабелю 2 RCA -> 2 RCA, они и составляют все кабельное хозяйство. Подключить к компьютерной многоканальной звуковой карте, имеющей 3 выхода mini-Jack, невозможно без дополнительно приобретенных переходников 2 RCA -> mini-Jack. Этот факт показывает, что набор ориентирован в первую очередь на владельцев DVD-плееров, а не компьютеров. Такой подход будем считать недостатком, так как в первую очередь тестируемая акустика рассматривается для применения вместе с компьютером. 

Руководство пользователя традиционно для JetBalance имеет весьма печальный вид. Это листик А4 хорошего глянцевого полукартона, сложенный пополам. 50% этой бумажки – обложка. Внутри находятся коротко перечисленные параметры, описание комплекта, инструкция пользователя и гарантийный талон (требуйте его заполнения!). Из хорошего о руководстве можно сказать лишь то, что оно дешевле, чем у большинства конкурентов, и есть возможность направить хоть маленькую, но экономию на колонки, а не на их описание.  

Также в коробке находится очень приятная мелочь, позволяющая обойтись без подставок и прочих глупостей при размещении тыловых колонок (фронтальные и так на стол влезают, а вот распределить тыловые иногда сложно). Это набор кронштейнов для расположения колонок на стенах. Так как сателлиты комплекта – ЗЯ (закрытый ящик), то проблем такое размещение не вызывает. Одни только положительные моменты. 

Итак, мы рассмотрели все, что нашлось в коробке. Общие впечатления положительные. Кроме нехватки кабелей для подключения к компьютеру, придется докупать и переходники. Ну, качество руководства пользователя тоже не радует, но это мелкий недочет, все равно ведь читается (если читается) это один раз.

Перед разборкой компонентов комплекта пробуем включить устройство в сеть с целью услышать щелчок :). Подключение не было сложным, теперь можно включать. Результат вполне ожидаемый – возможный щелчок имеет место. При выключении – то же самое. Ну и ладно, лишь бы играл комплект правильно. Кстати, выглядит сабвуфер во включенном состоянии очень привлекательно. 

Теперь можно начинать разбирать. Начнем с сателлита. Они все одинаковые, поэтому ограничимся анализом только одного. И здесь ждет маленький сюрприз: а он не разбирается. Абсолютно. То есть совсем. Черный матерчатый гриль, посаженный на клей, полное отсутствие головок саморезов намекают на то, что разбирать надо только сабвуфер.  

Внутри саба есть следующее: небольшой динамик, нагруженный на фазоинвертор. Динамик играет внутри закрытой камеры и выходит не в открытое пространство, а во вторую камеру, которая и имеет трубу фазоинвертора. Такое акустическое оформление называется бандпасс (bandpass). К безусловным плюсам бандпасса относится высокий КПД, к минусам – сложность расчета и конструирования, он не прощает ошибок, наказывая мощным, но сильно искаженным звучанием.  

"Внутренности" сабвуфера производят строго положительное впечатление: стыки плиток МДФ промазаны герметиком, сборка в целом очень качественная, кабеля достаточно толстые и совершенно не похожи на телефонную "лапшу". Тут же находится солидный тороидальный трансформатор, масса которого больше всего остального, составляющего сабвуфер. 

Усилительная часть построена на шести микросхемах TDA 2030A. Параметры следующие: 

Рассмотрим график зависимости величины нелинейных искажений от мощности. На нем видно, что до 10 Вт мощности в полосе частот до 15 кГц уровень искажений находится на очень неплохом уровне в 0.2 % КНИ. После этого начинается резкий рост количества искажений. Из этого просто сделать вывод: для качественного прослушивания музыки и звуковой дорожки фильмов не нужно выкручивать регулятор громкости на максимум. При слишком высоком уровне комплект начнет не играть, а кричать, вылезут наружу хрипы, посвистывания и прочие проявления слишком высокого количества нелинейных искажений. Надо порадовать соседей – можно покрутить сабвуфер. На него также работает одна из микросхем TDA 2030, но, чтобы получить желаемую мощность, в схему для дополнительного усиления добавлен выходной транзистор, специально для достижения заявленной мощности.

Итак, из разобранного комплекта (только сабвуфера, правда) можно получить следующую информацию: качество сборки как снаружи, так и внутри очень хорошее. При условии реализации оптимальной обвязки для усилительных микросхем уровень искажений должен быть невысок. Сабвуфер обещает выдавать хорошее звуковое давление благодаря примененной схеме Bandpass. Но, вследствие сложности реализации и конструирования такой вещи, результат может быть не самым лучшим. 

Устройство позиционируется скорее для кино, о чем написано даже на коробке, чем для музыки. Это не значит, что музыка не будет прослушиваться, просто кино будет превалировать при анализе и получении субъективных впечатлений.

Итак, пора доставать диски (см. методику тестирования акустических систем) и делать субъективные выводы.  

Сначала немного музыки . Тут комплект сумел удивить. Видимо, сказались честных две полосы, но сателлиты играли действительно чисто и звонко, что обычно не свойственно недорогим 5.1системам такого ценового диапазона. Высоких частот, действительно, хватает. Крохотные колоночки прекрасно (для своей ценовой, естественно, позиции) справились со сложной классической музыкой Моцарта, отыграв его Requiem, не искажая голосов исполнителей и тембров инструментов. Если бы не сабвуфер, можно было бы сказать, что комплект достоин продаваться дороже, чем стоит сейчас. Однако бандпасс, видимо, посчитали не слишком прилежно. Сабвуфер бубнит достаточно сильно. Конечно, это обусловлено тем, что производитель старался при маленьких затратах снять побольше баса. И это у него получилось. Вот только бас этот невысокого качества, чего можно было ожидать, учитывая цену. Ниже располагается АЧХ сабвуфера и фазоинвертора, которые показывают характерный "частокол" после рабочего пика сабвуфера, свойственный не оптимально выполненным бандпассам.   

Кино . Здесь не было слишком больших сюрпризов: комплект отыграл на свои деньги или чуть выше. Манера игры сабвуфера пришлась ко двору. А чистый звук остальных 5 колоночек обеспечил приятную атмосферу при прослушивании. Одним словом, очень хороший звук при скромных габаритах и громком сабвуфере.  

Ниже находится АЧХ комплекта: видно, что до 200 Гц имеет место не слишком приятная картина, которая и обусловливает выпяченный и бубнящий бас (измерения проводились при минимальном количестве баса; на слух именно так комплект играет наиболее сбалансированно). До 2.5 кГц картина просто безупречна, достойна самых положительных эпитетов. Неравномерность вкладывается в +/- 3 дБ. Потом следует спад примерно до -5 дБ и плавный подъем до 8 дБ. То, что пик этот покатый, дает не резкий и/или свистящий звук, а просто яркий. Местами даже слишком яркий. Далее следует такой же плавный и ненавязчивый спад до -3 дБ в полосе частот до 20 кГц.  

В двух словах – звук оставил о себе приятное впечатление. Подпортил картину не в меру старательный сабвуфер, что в кино скорее достоинство, так как спецэффекты "фабрики Грез", как правило, хотят именно могучей басовой поддержки, обеспечить которую и старается сабвуфер. 

Итак, протестированное устройство показало себя хорошо за свои деньги. Ведь за такую небольшую сумму покупатель получает неплохо звучащую систему, имеющую к тому же и пульт дистанционного управления, очень облегчающий жизнь, и удовольствие от такого звука. Отменный внешний вид радует глаз, а кронштейны позволяют спокойно разместить сателлиты, не затрачивая при этом дополнительных усилий. В целом это хороший выбор для кино и игр. Если приоритет отдается музыке,  стоит обратить внимание на что-нибудь еще. Безусловно, комплект соответствует своей цене и достоин внимания.  

Акустическая система на тест предоставлена компанией "МикроМем"

Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Филатов

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Главная / Все новости КОШТа / Звук и акустика / Акустика /

Немає коментарів:

Дописати коментар