Итак: желание имеется, время найдено, компьютер со звуковой картой тоже. Вам нужен звуковой редактор. Самый стандартный и элементарный вариант - Scream Tracker 3.xx. Но это только для изучения азов и первых попыток, следовательно - отметаем.
Другой вариант, которого кстати я придерживаюсь сам - звуковой редактор Fast Tracker II. Это небольшая (500 кб) DOS программа с очень удобным интерфейсом и кучей полезных возможностей. К тому же к его формату существует большое количество сопутствующего софта, позволяющего создавать очень неплохие вещи. Есть еще подобные программы под Windows 95, но они достаточно сложны для поиска и работы. Хотя кому как... :)) Сразу оговорюсь - редактор используется только на начальном этапе - при записи музыкальных партий композиции. Далее партии разделаются на отдельные файлы и проходят сложную стадию премастеринга и мастеринга. Есть еще один вариант - MIDI, но для него необходимо наличие любого синтезатора с MIDI интерфесом или MIDI клавиатуры. Существует огромное количество редакторов MIDI формата, но этот формат имеет огромный недостаток - он рассчитан на стандартный набор из 128 инструментов и одной "полной клавиатуры" ударных и перкусии. К тому же, например Sound Blaster и другие FM-synthesis звуковые карты синтезируют звук каждого инструмента исходя из карты частот и гармоник, зашитых в ПЗУ карты. А вот карты с табличным синтезом (Wave-table synthesis) например, Gravis UltraSound, хранят на диске или в ПЗУ звуковые файлы инструментов. Естественно, такие карты и звучат намного лучше. Т.е. если Вы пишете музыку на карте с табличным синтезом, то, например, у Вашего соседа та же композиция может звучать намного хуже из-за карты. И последнее, и самое главное: MIDI формат невозможно корректно перегнать в WAVE без потерь. Как правило, из того софта, который стоит менее 1000$ нет конвертера, который бы конвертировал MIDI файл в WAVE один в один. Мораль всего сказанного такова - на Fast Tracker Вы сможете создать все, что хотите. Вплоть до записи звукового компакт-диска. Я использую Fast Tracker и Вам советую. Самую последнюю версию Fast Tracker можно скачать с сайта StarBreeze.Com. Я не ставлю себе целью, объяснить Вам полностью все с азов. Почитайте документацию к редактору и просмотрите предложенный сайт. Уверен, Вы найдете там много интересного, например, набор ссылок на неплохие коллекции инструментов. Я хочу лишь рассказать Вам, как можно получить качественную композицию на основе файла, записанного на Fast Tracker.
Инструменты.
Для записи музыки Вам естественно необходимы инструменты. Fast Tracker "понимает" только XI, WAV и PAT форматы. Для использования других форматов Вам понадобится конвертер аудио-форматов, например Convert 1.4B. Существуют специальные программы для создания инструментов, так называемые семплеры или аналоговые синтезаторы. Данные программы позволяют Вам самим создать новые инструменты с помощью задания частот, гармоник и набора встроенных эффектов и заготовок, например: Orangator 1.0 и Vaz Plus 1.6. Существуют также ритм-машины, позволяющие создать нужный ритм (drumloop) и записать его одним инструментом. Могу посоветовать небольшую, простую и удобную программку: HammerHead 1.0, хотя я предпочитаю создавать ритм "вживую" - в самом Fast Tracker. Создание отдельного ритма может понадобится в том случае, если Вам не хватает 32-х дорожек для записи. Кстати, в интернете можно найти уйму уже готовых ритмов на любой вкус. Как правило, такие программы написаны авторами для себя же, их интерфейс несложен и Вы сможете спокойно с ними разобраться. Можно воспользоваться редакторами звуков, такими как Cool Edit 96 и Cool Edit Pro для наложения ревера, эхо, цифровых задержек, искусственных искажений звука и других эффектов непосредственно на инструмент, правда я не советую Вам так делать. Лучше накладывать эффект на уже готовую партию - получается более "мягкий" звук, хотя тратится заметно больше время. Кстати, могу предложить Вам одну свою полезную программку. При росте файловой базы инструментов Вы столкнетесь с проблемой переименования информационных полей инструментов и необходимостью в удобном средстве организации файловой базы (в Fast Tracker таких средств нет). Там можно задать название иструмента и вместо названий 16 семплов можно писать что угодно... Так вот эта программа позволяет НЕ ЗАХОДЯ в редактор, производить переименование как одного, так и нескольких инструментов сразу. Имеется ряд дополнительных возможностей включая организатор инструментальной базы с поддержкой механизма Drag-And-Drop. Подробнее смотрите на домашней странице OrlSoft Quick eXtended Instruments Renamer. Там же можно ее скачать...
Запись композиции.
Понятное дело, Вы записываете то, что хотите и как хотите. Но есть несколько полезных советов:
Не сильно увлекайтесь стандартными эффектами редактора, особенно "частотными подтяжками", они создают эффект нереальности и непонятную звуковую "кашу". Это звучит интересно только в первый раз, потом такая "каша" быстро надоедает. Лучше создайте или, лучше, скачайте нормальные секвенсорные звуки и используйте их. Звук должен быть максимально четким и инструменты должны быть легко различимы. Т.е. не используйте близких по частоте инструментов - они сольются в один, и это еще вопрос как они вместе будут звучать. Старайтесь использовать разнообразные инструменты, чтобы они заполняли весь звуковой диапазон. Умно записанная перкуссия очень красиво дополняет основные инструменты. К тому же устраняет эффект "глухоты звука" и "провала" по средним частотам. Музыка получается более звонкой и приятной на слух. Не бойтесь "раскидывать" инструменты по панораме, это улучшает стерео-эффект. Не экономьте дорожки. Чем больше дорожек зинимает каждая партия, тем чище она звучит. Естественно, при умном использовании "keyoff note". Мощного стереоэфекта можно добиться записав две одинаковые партии одним и тем же инструментом, но одну из них поставив на панораму 00, а другую - на FF с эффектом EDx, где x - задержка в "тиках". Поэкспериментируйте, хотя отлично звучит и с ED1. Такой же эффект можно и создать при премастеринге (см. ниже). А вообще, послушайте в наушниках известные композиции, разберитесь что и как там звучит. Может это Вас натолкнет на полезные выводы.
Опыт, опыт, и только опыт!!! Пишите, пробуйте, и рано или поздно что-нибудь толковое все равно получится.
Премастеринг.
После того, как композиция окончательно записана и выстроена в Fast Tracker, наступает пора приступать к премастерингу. Это необходимо для получения "толкового" звучания. Разделите вашу записанную композицию на отдельные файлы с разными партиями. Партии, не требующие модификации и наложения эффектов можно собрать в один файл. Можно создать повторы инструментов "руками", скопировав партию еще раз на свободные дорожки, сдвинув ее вниз по треку и задав меньшую громкость. Так часто поступают с пиано и другими четкими и резкими инструментами. Можно добавить еще и смену панорамы на повторах - будет очень красиво. После этого запускаем конвертер XM_2_WAV от MAZ и получаем "кучу" готовых партий в формате WAV (16 бит, 44.1 кГц), что собственно и требовалось. Возьмите Cool Edit Pro и делайте с вашими партиями все, что хотите. Накладывайте ревер, создайте секвенсерные эффекты, эхо и т.д.
Вот несколько советов:
Эффект очень широкой панорамы создается с помощью эффекта "Digital Delay". Поэкспериментируйте, все эффекты накладываются в on-line! В Cool Edit очень информативный и функциональный ревербератор, повозившись, можно сделать довольно крутые ревера. Вот несколько примеров:
DRUMS PIANO STRINGS 450 900 1200 25 35 45 350 350 350 10 10 10 100 100 100 20-30 40-50 40 Используйте "Amplification" для эффектов затухания. Особенно полезно этот эффект сделать в конце композиции, чтобы был плавный переход на паузу. Используйте 30-ти!!! полосный эквалайзер для правки звука. Неплохо помогает расширитель динамического диапазона.
В зависимости от мощности компьютера, процесс наложения выбранных эффектов на всю партию может занимать продолжительное время. Не исключено, что Вы потратите несколько дней, пока получите требуемый результат.
Мастеринг.
Итак, Вы сделали все необходимые модификации в файлах. Таким образом, у Вас имеются уже полностью готовые звуковые дорожки. Отлично! Переключаем Cool Edit Pro в режим Multi-Channel и загружаем все партии. Далее от Вас требуется только еще раз выстроить (подкорректировать) панораму и громкость, поскольку при наложении эффектов соотношения громкостей дорожек могут измениться. Оставляйте 30мс в начале композиции и 60мс в конце абсолютно пустыми. Это необходимо, чтобы не было щелчков при переходе между треками, если Вы задумаете записать конечный вариант композиции на компакт диск (из спецификации Red Book). Вот собственно и все, сохраняете все это как один WAV файл и получаете готовый CD трек.
Заключение.
Вот пока все, что я хотел и имел время сказать. Повторюсь, данная статья рассчитана на тех, у кого нет тысяч долларов на крутую систему записи. Но все равно, используя описанные методы и советы можно создавать очень и даже очень хорошие композиции. Если у Вас возникли какие-либо вопросы, продложения, уточнения - пишите мне, обсудим. Буду очень рад новой информации. Если Вы нашли данную информацию полезной, напишите пожалуйста Ваши отзывы. Это будет говорить о том, что мне надо/не надо продолжать данную тематику.
Немає коментарів:
Дописати коментар