понеділок, 22 листопада 2010 р.

Территориальный передел - газета "Волжская коммуна". © 2010

О том, что в правительстве и администрации президента работают над совершенствованием территориальной организации России, знают немногие. Известно только, что эта тема может прозвучать в послании Федеральному собранию. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова не стала подтверждать или опровергать информацию. «Практики комментировать идеи, которые могут быть в послании, нет», - подчеркнула Тимакова.

Тем не менее, один из чиновников правительства разъясняет: «Менять карту страны — нужная, но непростая задача, делать все следует крайне аккуратно, любой передел приведет к борьбе за инвестиционные ресурсы».

В президентских посланиях Дмитрия Медведева нередко звучат революционные идеи. Например, в прошлом послании президент предложил обсудить целесообразность перехода на летнее время и рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов.

Что касается идеи территориально-административного передела России, то она продвигается уже давно.

Первым о «макрорегионах» заговорил Владимир Путин еще в конце 2007 года, будучи президентом. «Нам нужны целенаправленные исследования по определению самого понятия «макрорегион», определению его границ, обусловленных территориальными, природными, инфраструктурными, демографическими и этнокультурными особенностями», - подчеркнул тогда Путин.

Сейчас 90% городов России являются малыми городами с населением до 100 тыс. человек. Число жителей не растет, институты, театры, музеи в таких городах практически отсутствуют. И поэтому надо идти другим путем: создавать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу.  По прогнозам, к 2025-2030 годам только шесть крупных городов могут рассчитывать на небольшой рост населения: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. Миллионники Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь будут уменьшаться.  «Развитие агломераций - естественный процесс во всем мире, - говорит директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина .- Россия даже с некоторым опозданием присоединяется к нему».

О несовершенстве существующей территориальной организации говорят факты и цифры: территориальные органы власти находятся не там, где нужно, а там, где есть лимиты на предельную численность сотрудников, оптимизация сети школ, поликлиник, больниц, почты, отделений Сбербанка снижает качество жизни на сельских территориях и в малых городах. По мнению экспертов, из-за погони за показателями бюджетных расходов ослабляется территориальная политика государства. Власти субъектов сами решают, какой населенный пункт сельский, а какой — городской. Например, в Краснодарском крае есть село численностью 48 000 человек (Каневское), а в Приморском — городское поселение из 160 человек (Горненское).

Надо наводить порядок, говорится в документе: ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов.

Горожане уже давно сами расселяются по экономическим законам. Этот процесс надо институализировать.

К тому моменту, когда президентское послание будет обнародовано, Госдума уже примет бюджет на следующий год. Впрочем, теоретически главный финансовый документ может подвергнуться коррекции, если понадобится отразить в нем те или иные передовые инициативы из послания главы государства.

В качестве довольно внушительной статьи расходов проект включает в себя финансовую поддержку регионов. Однако в проекте бюджета дотации регионам отличаются более чем в 50 раз.

Эксперты полагают, что на распределение дотаций влияют предпочтения центра по отношению к одним губернаторам и игнорирование других – возможно, слишком самостоятельных. Есть и политические факторы: некоторые территории Урала, тяжело перенесшие кризис, получают дотации гораздо меньшие, чем «горячая» Чечня.

Политолог Евгений Минченко, однако, считает, что нынешняя инициатива носит больше предвыборный характер — нужно затеять большую реформу, чтобы продемонстрировать: страна не в застое, движется к чему-то большому и лучшему.

По материалам источников: vedomosti.ru, newsru.co.il, ng.ru, gzt.ru, point.ru, fcsm.ru

Немає коментарів:

Дописати коментар