вівторок, 9 листопада 2010 р.

Classica.FM | Классика ФМ | Классическая музыка

Новая сотрудница московского офиса «Всемирной организации музыки», прожившая два последних года в Лондоне, а до этого десять лет в Париже, решила по своей инициативе сходить в столичную филармонию на концерт классической музыки. Москва за пару месяцев пребывания принесла ей немало сюрпризов, вечер в филармонии должен был стать способом ухода от стрессов – ничто не обещало неприятных неожиданностей. Национальный филармонический оркестр, дирижёр Владимир Спиваков, солист Денис Мацуев, в программе – Сергей Рахманинов.

Подойдя к кассе филармонии в середине дня, она узнала, что билетов на вечер нет в продаже уже давно. Перекупщики предлагали цены, доходившие до суммы  месячной аренды квартиры – кстати, более дорогой, чем в Лондоне и Париже. Привыкнув к тому, что билеты на подобный концерт – с той же программой, в подобном составе, в Европе всегда можно приобрести в среднем от 10 до 60 евро, без всяких проблем и очередей, она была немало поражена, – ведь это концерт русской музыки, в исполнении русских музыкантов, в столице России.

«Субботние вечера» - новый формат классических концертов проходит в Москве

Можно ли на основании этого говорить об окончании слушательского кризиса в классической музыке? Вряд ли. Очевидно, что ситуация эта ненормальная и свидетельствует скорее о перекосе интереса – ажиотаж вызван не столько самой музыкой, сколь бы замечательно она не была исполнена (кстати, далеко не всегда), сколько громкими именами исполнителей и самим жанром крупных инструментальных форм с участием оркестра. В России популярны оперная и симфоническая музыка – она набирает большие залы. Залы небольшие, с программами камерной музыки, нередко в это время пустуют. Закрытие Большого зала консерватории на реконструкцию могло дать толчок популяризации инструментальных и камерных концертов, ведь любители классики должны куда-то ходить, и частично интерес действительно вырос – по крайней мере, Белый зал консерватории, ещё весной наполнявшийся с трудом, нынче редко пустует, хотя скорее благодаря бесплатным концертам.

В Европе большая часть концертов – небольшие по составу участников и зрителей, и это говорит о зрелости публики, готовой слушать не столько симфонии, оратории и оперы, но в первую очередь камерные и инструментальные произведения – квартеты, дуэты, трио. В том числе не только в исполнении знаменитостей, но и просто хороших профессиональных исполнителей, которые благодаря этому в музыкально развитых странах всегда имеют работу и чувствуют себя профессионально состоятельными. Европейская публика не станет переплачивать только за имена, тем более в десятки раз от средней, номинальной цены. У нас переплачивает – в пользу небольшого круга знаменитостей, в то время как огромное число исполнителей, особенно молодых, сколь бы профессиональны они не были, не получив известности (а иногда даже и получив), профессией классического музыканта обеспечить себя не могут – на их концерты либо не ходят, либо за билеты не платят.

Кризис кончится тогда, когда начнут наполняться именно небольшие залы, когда публика начнёт ходить на концерты с интересной программой, крепким составом исполнителей, желательно концерты циклические, объединённые стилистической или тематической идеей, и, что немаловажно, со среднеевропейской ценой на билеты – в среднем, как видится, около полутора тысяч рублей. Это позволит не только оплачивать аренду зала, но и выплачивать нормальные гонорары музыкантам – не заоблачные, но вполне достойные, а также приглашать исполнителей из других городов и даже стран. Возникает вопрос – а есть ли в Москве такие предложения, делаются ли они публике? Казалось бы, система абонементов филармонии и консерватории должна удовлетворять такой спрос, но удовлетворяет ли в действительности? Очевидно, что нет. Зачастую пустует даже недавно открытый камерный зал Московской филармонии и большое количество других залов – перечислять их можно долго. Нет спроса – почему? Возможно, нет достойного предложения, или делается оно не самым привлекательным образом? Ответ очевидный – нет соответствия ожиданиям и предпочтениям публики. Скучно, непривлекательно.

Интересным в связи с этими размышлениями представляется проект «Субботние вечера» – серия концертов классической музыки, которые проходят в клубной атмосфере в залах исторических особняков Москвы. Они адресованы прежде всего тем, кто считает себя интеллигентным человеком, но ещё не имеет укрепившейся традиции ходить на классические концерты. Формат не совсем обычен – начинаются концерты по субботам, в 21.00. Вечер состоит из двух 30-минутных отделений, где исполняется камерная музыка классического репертуара, и большого 30-минутного антракта, во время которого проходит небольшой фуршет – спонсором мероприятия выступил коньячный завод «КИН». На «Субботних вечерах» всегда присутствуют журналисты, фотографы, известные люди. Концерты позиционируются как «исторические» – программа каждого из них уникальна, посвящена определённым событиям, и таким образом, каждый концертный вечер сам по себе действительно становится частью истории культурной жизни Москвы этого периода.

Концерты носят частично закрытый характер – приглашения, как правило, присылаются организаторами заранее. Подать заявку на участие может любой желающий, просто позвонив по телефону, но организаторы могут и не подтвердить возможность посещения концерта. Связано это с желанием создать атмосферу, которая была бы комфортна всем участникам вечеров. Как правило, на вечера приглашаются люди схожих интересов и взглядов, пусть и разных профессиональных сфер, которым в тоже время были бы интересны новые знакомства и контакты – формат вечеров позволяет свободно общаться друг с другом. Есть даже дресс-код, который определяется термином «элегантный строгий стиль».

Ближайшие концерты «Субботних вечеров» состоятся в особняке Павла Нащокина на Кропоткинской, в Гагаринском переулке, дом 4. Особняк этот известен тем, что там бывал Александр Пушкин – сейчас там неплохой концертный зал с прекрасным роялем. 20 ноября выступит Classicus Trio, известное триумфальным концертом в Нью-Йоркском Carnegie Hall нынешней зимой. 27 ноября слушатели будут встречать дуэт – пианиста Андрея Гугнина и скрипачку Викторию Гуцул, а 4 декабря приглашён легендарный Rusquartet – наследники великой русской исполнительской квартетной школы. Далее концерты до лета расписаны на каждую субботу, для чего приглашены только те музыканты, которые зарекомендовали себя как исключительно профессиональные и интересные – как с музыкальной, так и артистической стороны.

Classica.FM будет и далее информировать читателей об этом проекте, который видится одним из самых интересных в культурной жизни современной Москвы, для чего издание приняло решение выступить информационным спонсором «Субботних вечеров».

20 ноября: фортепианное трио «Classicus Trio»;

27 ноября: Андрей Гугнин (фортепиано) и Виктория Гуцул (скрипка);

4 декабря: струнный квартет «Rusquartet».

Немає коментарів:

Дописати коментар