В июле исполняется двадцать лет, как в Архангельске вновь зазвучал орган. Построили его специалисты потсдамской органостроительной фирмы «Александр Шуке», чьи музыкальные инструменты, кроме Архангельска, звучат в Калининграде, Москве и Нижнем Новгороде.
Кстати, этот музыкальный инструмент именно «строят», а не устанавливают, поскольку каждый орган - индивидуальный проект, специально разработанный для конкретного зала. К примеру, в архангельском органе около двух тысяч труб, 26 регистров, два мануала и одна ножная клавиатура, орган большей мощности в этом зале строить просто нельзя - его звук «снесет» слушателей. Около десяти лет назад архангельский концертный орган лишился Виктора Ряхина, уехавшего в Норвегию (правда, Виктор Ряхин - частый гость Архангельска). Тем не менее органные концерты и ежегодный фестиваль «Похвала органу» остались визитной карточкой Поморской филармонии. У архангельского органа, кроме гастролирующих органистов, есть и свой - Ирина Хайретдинова. Ирина Михайловна рассказала нам о своих отношениях с королем инструментов. - Орган - сложный инструмент, как вам далось его освоение? - Думаю, что любой музыкальный инструмент сложный, пока им не овладеешь. Я не знаю простых музыкальных инструментов. - В России есть своя органная школа? - Я проходила стажировку в Московской консерватории. И мой преподаватель органа профессор Наталья Гуреева-Ведерникова, к которой я приставала с вопросом, мол, как правильно играть на органе, ответила так: «Звуковых образцов исполнения старинной музыки не сохранилось. Играют все по-разному. Вы музыкант - доверяйте самой себе». Все органисты по-разному играют даже одно и то же произведение. Я стою как ассистент у органа и вижу - насколько разная манера игры! - Орган - это все-таки больше западная культура, нежели российская. Как думаете, почему в России появляется все больше концертных органов, а зрители не устают ходить на органные концерты? - Мне кажется, что орган - это духовный инструмент, на нем часто исполняется классическая духовная музыка, написанная великими композиторами для богослужений. А русскому человеку очень свойственны духовные поиски, может, потому и духовная музыка его всегда интересовала и будет интересовать. Очищение души, если хотите... - А вам не кажется, что концертная органная музыка что-то теряет по сравнению с музыкой, звучащей в храмах? - Думаю, нет. Мне кажется, что любая музыка - это связь с Богом. Я, например, очень люблю старинные русские романсы в исполнении Нани Брегвадзе и Анны Герман и не считаю, что эта музыка - далекая от Бога. - Музыку каких композиторов вы предпочитаете исполнять? - Как таковых предпочтений нет. Я не могу сказать, что люблю исполнять музыку старинных мастеров - и только. Есть и современная музыка для органа очень хорошая, к примеру, Олега Янченко, нашего выдающегося исполнителя, органиста, композитора, педагога. К сожалению, он уже ушел от нас. Его музыка грандиозна! И если вы меня спросите, чья музыка лучше - Баха или Янченко, то я не отвечу. Не знаю. Они сами по себе разные, но оба - гении. - Честно говоря, я думала, что все произведения для органа уже написаны... - Да что вы! Пишется много новых и очень интересных произведений для органа, может, не столько в России, сколько на Западе. Там этот процесс вообще никогда не прекращался, и школа композиторская у них очень сильная. Другое дело, что у нас в России не так много исполняется нового, поскольку ноты надо купить, а это достаточно дорого. Во всяком случае, для нас, россиян. К тому же ноты предлагаются по каталогу, как, к примеру, книги. А так можно и «кота в мешке» купить, то есть ошибиться в выборе, ведь не все ноты достойны исполнения. - На органе можно играть джазовые произведения? - Возможности органа очень велики. Король может все! И джаз на нем исполняют, причем уже давно, но... мне не нравилось. Не нравилось до тех пор, пока к нам в Архангельск не приехал органист из Челябинска Владимир Хомяков. Он так играл джаз на органе! У меня на том концерте текли слезы, отхлопались ладони, я кричала «браво!» и не могла остановиться. Он уникальный музыкант! Он организовал единственный в мире международный фестиваль «Церковный орган и джаз» - у себя дома, в Челябинске. На него он приглашает выдающихся исполнителей нашего времени. - Вы пробовали играть на электронном органе? - Да, но мне не понравилось. Я люблю живой звук. Мне просто некомфортно играть на электронном инструменте, но это - мне. Про других исполнителей не скажу. Я же сначала ищу с инструментом контакт, вступаю с ним в какие-то отношения, а с электронным у меня как-то не очень получается. - А с архангельским органом у вас какие отношения? - Я его очень люблю, когда подхожу, глажу по стенке и здороваюсь, после концерта или репетиции - благодарю. Мне кажется, он мне отвечает симпатией. Это действительно живой и очень чуткий инструмент. Он реагирует на все - погоду, людей в зале, на исполнителя, вот почему у органа всегда должен быть «при себе» настройщик. - А кто настройщик у архангельского органа? - Ответственный, интеллигентный, большой мастер и просто хороший человек - Эмиль Николаевич Дешкин. Надо сказать, руководство Поморской филармонии весьма заботится об органе, и потому каждый год к нам приезжают еще и мастера фирмы «Александр Шуке» для профилактического осмотра инструмента. Поверьте, таково положение вещей далеко не во всех филармониях. Поэтому к нам и любят ездить гастролирующие органисты - у нас качественный инструмент. - В афише Поморской филармонии много концертов для детей, в том числе и органных. Как дети воспринимают орган? - Мне кажется, им интересно. Часто дети впервые слышат орган - его вид, размер, мощь, новый звук, конечно, завораживают. Даже фортепианные вещи, может, детям уже и знакомы, но на органе они звучат свежо, необычно, празднично. А уж если я открываю «шторки» на органе, то знаю, что сейчас у меня за спиной пойдет вдох удивления. - А существует мнение, что органные концерты - для узкого круга знатоков... - Нет, конечно! Хотя орган один и тот же, исполнители - разные, программа - разная. Двух одинаковых органных концертов просто не бывает. Зрители приходят разные, а вовсе не одни и те же «знатоки», бывают и гости Архангельска, причем из области - специально приезжают на того или иного исполнителя. Потом, бывает, просят дать возможность сфотографироваться рядом с органом, мол, видели, слушали. - Тогда почему на органных концертах некоторые слушатели засыпают? - Не потому что им скучно! Думаю, это расслабление, релакс. Человек успокаивается, особенно слушая классику. У нас сейчас совершенно бешеный ритм жизни, а придя на классический концерт, слушатель поневоле настраивается на волну той жизни, когда у людей было время размышлять, думать о вечном. - В марте будет ваш концерт «Орган в кругу друзей», можете сказать, что ожидает слушателей? - Могу сказать, что это будет концерт артистов Поморской филармонии. В программе - классическая и современная музыка в сопровождении органа. Об остальном пока умолчу, пусть будет для слушателей сюрприз. Фото Виталия Крехалева.
Немає коментарів:
Дописати коментар